После получения диплома вы должны четко знать, что представляет собой ваша будущая профессия, чем должен заниматься человек, работающий на избранной вами должности, какие компании наиболее перспективны для трудоустройства. В начале трудовой деятельности вы имеете несколько путей для дальнейшего профессионального развития. Вот мнение специалиста по карьерному консультированию:
-
Первым местом работы должна быть крупная компания, так как там больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице.
-
Желательно, чтобы компания смогла обеспечить вас прохождением курсов и тренингов для повышения квалификации (как правило, бесплатных).
-
Так же вы получаете опыт работы в команде, что немаловажно.
-
Большая компания – хороший опыт в большем серьезном бизнесе.
Кстати, у любой компании, будь она большим известным холдингом или небольшой фирмой, есть свои преимущества. О преимуществе крупной компании мы уже поговорили, а вот в чем преимущество небольшой фирмы: как правило, придя на какую-то определенную позицию в небольшой фирме, вы получаете возможность выполнять не только определенные обязанности своей должности, но и смежной, что значительным образом разнообразит ваш опыт работы. Вы приобретете дополнительные навыки и знания.
Имейте в виду, сегодня диплом, полученный в университете — это практически ничто, если человек еще во время учебы не находит работу и не работает на ней с 3-4 курса.
Итак, вы дипломированный специалист и готовы приступить к работе. С чего начать? Советуем начать с составления РЕЗЮМЕ.
Что такое резюме?
В мире деловых людей принято обмениваться визитными карточками. Так вот резюме – это и есть Ваша визитная карточка. Поэтому она должна выглядеть безупречно. От того, насколько грамотно составлено резюме, зависит Ваша дальнейшая карьера. Это целый документ, от которого зависит, окажется ли Ваше резюме в мусорной корзине или Вас пригласят на собеседование.
Есть правила и тонкости, по которым составляется резюме. Вы можете написать его сами методом проб и ошибок, но лучше обратиться к специалисту, который составит ВАШЕ резюме, учитывая именно Ваши индивидуальные особенности и предпочтения, то резюме, которое заставит работодателя отнестись к Вам с уважением, да и предложений с «правильным» резюме будет намного больше.
Почему нужно составлять резюме и всегда ли это нужно делать?
Во-первых, все по тем же причинам: что резюме – ваша визитная карточка, это ваш уровень развития и уровень вашего профессионализма. Как ни парадоксально и даже ни обидно звучит, но раз вы ищете работу, значит, вы продаете товар, то есть себя, а у товара должно быть не только великолепное содержание, но и достойная обертка. Если ценная вещь завернута в серую бумагу с ценником, вряд ли кто-то будет гадать, что там за товар и какого он качества, а вот если у товара красивая стильная упаковка, у покупателя сразу возникает интерес и любопытство: что же там содержится и стоит ли это купить?
Во-вторых, это возможность документально привести в порядок представление о себе, посмотреть на себя со стороны и убедиться, что вы хороший специалист. Кроме того, во время составления резюме появляется возможность вдруг обнаружить какие-то важные сведения о себе и своих профессиональных качествах. Еще составление резюме заставляет вас лишний раз поучиться формализовать и структурировать информацию. Резюме способно повысить самооценку и подняться в собственных глазах. В любом случае, уверенности оно точно вам придаст.
В-третьих, сейчас считается хорошим тоном и обязательным пунктом отсылать в компанию — работодатель резюме, а уже затем приглашать на собеседование. Резюме нужно иметь как в напечатанном на бумаге виде, так и в электронном: в компьютере или на дискетке. Если вам придется носить резюме с собой и показывать его работодателю, ни в коем случае, не складывайте его пополам, а то и в четверо, купите за 10 рублей жесткую симпатичную папку, чтобы красиво достать папку из сумки, а затем резюме из папки. Уверяю, работодатель обязательно отметит для себя этот жест, а, кажется, такую «мелочь».
Если вы заранее не высылали резюме, а пришли с ним сразу на собеседование, не навязывайте работодателю сразу его просмотреть, сначала расскажите о себе, ответьте на вопросы, но, уходя, обязательно оставьте, если вам сообщили, что по вашей кандидатуре будет приниматься решение. Это сыграет свою решающую роль.
Восемь правил «хорошего» резюме.
Для начала первое правило: вы составляете резюме не только для работодателя, а в первую очередь для себя. Это касается вас и ваших способностей, вашего профессионального опыта, вашего образования. Вы пишете о себе, то есть представляете себя, а не описываете, какую работу хотите получить. Запомните: ПРЕДЛАГАЕТЕ ВЫ!
Например:
Цель: соискание вакансии финансового менеджера,
А не:
Цель: ищу компанию, где необходимы мои навыки работы в качестве финансового менеджера.
Правило второе: резюме должно быть кратким, помещаться на один, максимум полтора печатного листа формата А4 (или лист писчей бумаги).
Правило третье: Избегать местоимения Я, его вообще не должно быть в вашем резюме. Вместо Я работал мойщиком машин на автомойке один год, написать В течение одного года работа мойщиком на автомойке.
Правило четвертое: Использовать короткие предложения. Лучше разбить большое предложение на несколько коротких и лаконичных.
Сравните два отрывка из резюме:
Первое:
В процессе работы происходило оформление различных документов, кроме этого большую часть времени занимала работа с проектной документацией по объектам и работа с документацией на складе; приходилось отслеживать потоки материалов и заносить все в базу данных в программах 1С Предприятие и 1С Склад.
Второе:
-
работа с проектной документацией по объектам;
-
оформление документов;
-
работа со складом;
-
слежение за потоками материалов;
-
работа в программе 1С ПРЕДПРИЯТИЕ и 1С СКЛАД
Что звучит лаконичнее и дает сразу четкое представление? И что более радует глаз? Если уж говорить о психологических аспектах восприятия текстовой информации, то у человека, прочитавшего первый вариант, сложится впечатление о человеке, как неспособном четко, лаконично и без излишней «воды» выражать свои мысли, а, соответственно, и работать.
Правило пятое: пишите простым языком, не используйте сложных грамматических конструкций, избегайте прилагательных и редких слов. Вас могут спросить, что означает это слово, и вы потратите драгоценное время на объяснения и упустите важный момент рассказа о себе. Запомните, резюме — это не роман, не научная диссертация, не специализированный словарь и не список сокращенных слов!
Правило шестое: в заголовке не пишите слово «РЕЗЮМЕ», заголовком должны стать ваши фамилия, имя, отчество. Здесь не нужно пояснять, что это, и так понятно, что это резюме, а вот ФИО ваши запомнятся лучше.
Правило седьмое: Резюме состоит из нескольких разделов.
1. Ваши анкетные данные. В первую очередь укажите дату рождения, место жительства, регистрацию, контактные телефоны. ВНИМАНИЕ: не указывайте номер рабочего телефона, даже если ваш начальник знает, что вы ищете работу. Если вы указали мобильный, будьте всегда начеку – вам могут позвонить в любое неудобное для вас время, и вам надо иметь несколько заготовок ответов, как вести себя в тех или иных положениях. Самое вежливое: сообщить, что в данный момент вам разговаривать неудобно и указать время, в которое вам можно перезвонить. Делать это надо не блеющим от страха голосом и не срывающимся от крика, так как вы находитесь в метро, а обычным, уверенным и деловым.
2. Раздел «Цель». Здесь вы указываете вакансию, поиск которой, собственно, вы и осуществляете. Причем, если вы ищете работу не по одной вакансии, вам надо иметь несколько вариантов резюме, в каждом указана только одна вакансия.
3. Раздел «Образование». Для того, чтобы отразить сведения об образовании, используется следующая форма: вы указываете год поступления и год окончания, полное название учебного заведения, факультет и специальность, если вы только в этом году окончили учебное заведение, укажите специализацию и тему дипломной работы. Если у вас не одно образование, вы указываете их в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего.
4. Раздел «Дополнительное образование». В нем вы указываете курсы, которые окончили или на которых учитесь, это и курсы повышения квалификации, и языковые и профессиональные и дополнительные, и тренинги, обязательно укажите, имеется ли у вас удостоверение, диплом или сертификат. Кроме курсов, в этом разделе вы указываете степень владения компьютером и какими программами вы владеете, степень владения иностранными языками. Этот раздел очень важен для студентов или специалистов, не имеющих опыта работы, поэтому постарайтесь сделать его более содержательным.
5. Раздел «Опыт работы». Опыт работы также указывается в обратном хронологическом порядке. Также дата поступления – дата увольнения. Название компании. Сфера деятельности компании. Должность. Основные обязанности. Этот раздел не должен напоминать трудовую книжку или роман о том, как я работал последние 5 лет своей жизни. Если опыт работы достаточно большой и не поместится даже на 10 листах, выберите наиболее значимый опыт работы, отвечающий запросу по вакансии. В крайнем случае укажите 3-4 последних места работы. Не забудьте, что длинный послужной список, где вы работали по году в разных компаниях, может показаться подозрительным и произвести не очень благоприятное впечатление о вас. Также не стоит зацикливаться на излишних деталях и подробностях описания вашей профессиональной деятельности. Выберите из каждого опыта работы только тот опыт и выполняемые виды работ, которые наиболее значимы для вашей будущей вакансии. Может быть и такой момент, что указывать первым – название компании или должность. Давайте посмотрим, что звучит презентабельнее и выгоднее.
ФИНИНСОВЫЙ ДИРЕКТО�
КОРПОРАЦИЯ «COCA COLA»
ООО «Кукушкины слезы»
Курьер
Нет смысла объяснять, какой стиль представления вы выберете.
6. Раздел «Дополнительные сведения». Здесь вы указываете, есть ли у вас водительские права, ваши хобби и занятия в свободное время, увлечения, а также ваши личные качества. Это может повысить вашу ценность и дать дополнительные сведения о вас, как о человеке, работодателю. Еще в этом разделе вы можете описать свои достижения и карьерные планы. Не забывайте, в какой форме это должно делаться.
Правило восьмое. Умения выходить из сложных ситуаций, касающихся резюме. У вас могут возникнуть некоторые сложности при составлении информации для резюме, ведь вас могут спросить об этом.
Долгие перерывы между работой. Обычно в трудовой книжке не указано, что вы работали где-то без оформления, укажите это в резюме все равно. Если все это время вы искали работу, даже в этом нет ничего ужасного, А вот если перерывов много, следует изменить форму резюме и написать в нем последнее место работы.
Места работы не связаны между собой. Здесь повторюсь. Выберите из каждого опыта работы только тот опыт и выполняемые виды работ, которые наиболее значимы для вашей будущей вакансии.
Вся ваша предыдущая работа не имеет никакого отношения к тому, что вы ищете в данный момент. Постройте резюме таким образом, отразив все приобретенные навыки в предыдущей работе.
У вас единственное место работы, на котором вы долго проработали.
Вот пример, как можно оформить такое резюме:
06/2004 – наст. время Предприятие «Светотехсервис»
архитектурная подсветка зданий
Должность: инженер технико-экономического отдела
Обязанности:
-
работа с проектной документацией по объектам;
-
оформление документов
10/2002 – 06/2004 Предприятие «Светотехсервис»
архитектурная подсветка зданий
Должность: Инженер ПДО
Обязанности: -
работа со складом;
-
слежение за потоками материалов;
-
работа в программе 1С ПРЕДПРИЯТИЕ и 1С СКЛАД
10/2001 – 06/2004 Предприятие «Светотехсервис»
архитектурная подсветка зданий
Должность: диспетчер
Обязанности: -
прием информации и ее анализ;
-
разрешение аварийных ситуаций и слежение за своевременной реакцией службы эксплуатации
То есть вы разделили эту работу на несколько функций, представив как отдельные виды работы.
У вас нет опыта работы. Значит, вы еще учитесь или только что закончили учиться. Напишите подробно о своем образовании, о практике и стажировке в том же стиле, как если вы описываете опыт работы. Напишите подробно о курсах и тренингах и добавьте в раздел дополнительное образование, чем еще вы владеете и качества, которые, на ваш взгляд, важны для вашей будущей вакансии.
Что еще прикладывается к резюме?
Кроме того, что к резюме прикладывается копия, причем сделанная качественно, не на пачкающем ксероксе, а лучше всего с помощью лазерного принтера, к резюме прикладываются:
1. Сопроводительное письмо
2. Рекомендательные письма
3. Копия трудовой книжки с оригиналом
4. Копия диплома с оригиналом или справка из учебного заведения, в котором вы учитесь (такие справки дает лаборант в деканате), с указанием названия учебного заведения и курса обучения, форма обучения и факультета
5. Копии и оригиналы удостоверений, сертификатов курсов и тренингов
6. Если есть – фотографии.
«Настольная книга молодого карьериста»
Светлана Сушинских