Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин суицидов, судебно-психиатрическая экспертиза позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.
Двенадцатилетний К. приехал в город Н. из Средней Азии, из-за переездов и разницы в программах отставал в новой школе по всем предметам. Родители сыну в учебе не помогали, но требовали хороших отметок. После каждого родительского собрания мальчика наказывали, устраивали экзекуцию. В тот роковой день мать, получив вызов в школу, отправила сына в ванную привести себя в порядок. Зайдя туда через несколько минут, она нашла сына висящим в петле. Мальчик оставил записку: «Я не хочу идти на собрание, меня опять будут ругать».
Это наиболее часто встречающийся случай: ребенок настолько боится наказания или настолько устал от давления взрослых, криков и тех же наказаний, что принимает решение уйти из жизни и сообщает об этом в прощальном письме. Однако, с точки зрения психологии, общих подходов к интерпретации и анализу любого поступка быть не может, и данное разъяснение — лишь пример одного из возможных объяснений.
Когда мальчику было 2 месяца, пьяный отец ударил его сапогом по голове. Повзрослев, И. стал часто жаловаться на головные боли, слабо учился. Мать и учителя постоянно ругали мальчика, не предпринимая попыток помочь. Отчим открыто ненавидел его, часто бил. В день, когда И. покончил с собой, мать пригрозила наказать его за то, что он испортил коробок спичек.
По данным опроса, проведенного институтом Гэллапа среди молодежи 16-24 лет, в последнее время к самоубийству приводит все увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, растущее число неполных семей, популярность огнестрельного оружия, жестокое обращение с детьми и общее «неверие в завтрашний день».
Так, одна девушка написала, почему она хочет умереть: «Я всегда всего боюсь, боюсь родителей, учителей. Боюсь ядерной и простой войны, экологических катастроф, боюсь теракта. Я не удалась внешне и боюсь, что никогда не выйду замуж, у меня не будет детей. Лучше мне не жить….» (Лиза, 15 лет, г. Москва).
Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства.
Девушка полюбила парня, встречаясь с ним, стала чаще вертеться у зеркала и меньше заниматься в училище и хозяйством по дому. Однажды мама, увидев, как та целовалась со своим парнем, устроила скандал. Девушка ушла из дома. Через несколько дней родители нашли ее у подруги, и тогда она у них на глазах выбросилась из окна…
Первая любовь девушки, радость от чувств, переживаемых впервые, обернулась трагедией. Одной из особенностей девичьей психологии в подростковом и юношеском возрасте является становление половой роли, которая формируется в противоречивых направлениях — с одной стороны, в зависимости от традиций семьи, установок родителей, обычно требующих девичьей скромности, послушания из боязни, что девушка потеряет невинность, с другой — боязни самой девушки остаться невостребованной, страх, что она, выполняя требования семьи, может не выйти замуж.
Чем строже семейная мораль, тем в более сложном конфликте между этими сторонами находится девушка. Конечно, обычно родители считают, что очень любят своих детей, беспокоятся за них, переживают за их дела, готовы постоянно защищать и оберегать их. Однако те же родители склонны к недооценке своих детей, считая, что ребенок мог бы лучше учиться, быть менее (или более) подвижным, более внимательным и т. д., и постоянно предъявляют претензии, дают негативную оценку растущему и переживающему ребенку. А ведь, как известно, «словом можно вылечить, а можно и убить…».
Одна классная руководительница рассказывала, что пригласила восьмиклассницу Люду вместе с мамой по поводу пропуска ею занятий. Разговор учительница начала с того, что Людмила умная, добрая девушка, к ней хорошо относятся одноклассники. На что ее мама ответила: «Это моя-то, мочалка-то?» Учительницу больше всего поразило, как спокойно к этим словам отнеслась девушка, обычно очень агрессивно реагирующая на неосторожные слова в свой адрес. Спокойное поведение Люды, наверное, можно объяснить тем, что такое представление о себе вырабатывалось у нее постепенно, с начала обучения, первых неудач на этом пути, в длительном взаимодействии с родителями, которые порой — вероятно, неосознанно — проявляли неверие в возможности дочери, подчеркивали ее неумение вести себя, неуверенность, давали негативную оценку ее поступкам.
Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами, другими значимыми для него людьми порождает в нем представления о своей социальной неполноценности, ненужности, препятствует формированию правильной самооценки, искажает его представления о поступках: «Раз я плохой, значит, и то, что я делаю, плохо».
Более трети опрошенных родителей на вопрос: «Какой ваш ребенок?» дали отрицательную характеристику детям: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много забот» и т. д. На вопрос: «Почему вы даете ребенку такую характеристику?» родители единодушно отвечали: «Мы же его воспитываем, пусть знает свои недостатки и стремится быть лучше».
Как известно, педагогам и родителям особые неприятности доставляют такие «пороки» детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, неукротимая болтливость, шутовство, дурашливость и др. Вряд ли стоит рассматривать их только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким несуразным способом ребенок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых.
Дефицит внимания к ребенку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ведь у детей очень велика потребность в положительном отношении к ним. Ребенок, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения и отношения к людям. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребенка.
Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым в ответ на свои наказывающие действия по отношению к маленькому «агрессору» хочется увидеть смирение, услышать слова раскаяния, мольбы о прощении. Взрослым следует понимать, что подросток и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять (вопреки внутреннему раздражению).
Родители трудных подростков отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение, уделяют плохому поведению слишком много внимания, хуже понимают, как следует реагировать на ту или иную ситуацию, ведут себя непоследовательно.
Светлана Сушинских