WEBcommunity

Ребенок не понимает слово «нельзя»

Помогите, я в отчаянии. Сыну 1 год. Ребенок просто не понимает слова нельзя — и все делает наоборот, не добившись желаемого, орет как резаный, у меня сил уже нет. Что делать, все уже перепробовали и ругали и кричали и наказывали и шлепали, — ноль реакции — он вырывается и бежит туда, куда нельзя. Даже муж (намного спокойнее меня) уже просто не выдерживает. 

Я в отчаянии — как объяснить ребенку, это самое нельзя. Уже доходит до того, что он просто смеется на мое нельзя и всячески делает наоборот, только то, что нельзя и опасно для него.

Ответ

Здравствуйте! Насколько я поняла, Вы упорно пытаетесь приучить своего ребенка именно к слову «нельзя».

Вот что действительно остается мне непонятным, что именно вы не разрешаете ему делать? Вы написали: «…вырывается и бежит туда, куда нельзя…» – про что это? Это про ситуации, связанные с прогулкой? Или дома существует ряд серьезных ограничений, куда ребенку нельзя ходить? Мне остается лишь догадываться. 

И посмотрите, как Вы пишете о том, что Вы делали: «…все перепробовали: и ругали, и кричали, и наказывали, и шлепали.» В вышеперечисленном нет ни одного конструктивного действия. Еще в Вашем арсенале должно бы присутствовать: объясняли, отвлекали, предлагали альтернативу.  

Ребенок в возрасте около 1 года очень активно познает мир, и, конечно, это вызывает большие проблемы, так как его активность зачастую распространяется на опасные вещи:  электроприборы, острые предметы и т.д. Может, Вам пересмотреть меры, принятые по обеспечению безопасности в вашем доме? Убрать все бьющиеся предметы и электроприборы из зоны доступа, это сразу сведет половину запретов на нет.

Фактом является и то, что чем больше родители настаивают на дисциплине, в Вашем случае, это соблюдение «нельзя», тем упорнее дети не желают это делать. 

Скорее всего, Вы оказываете излишнее давление и не пытаетесь понять, что хочет Ваш ребенок в действительности. А мне из Вашего письма это тоже не ясно. Постарайтесь не реагировать привычно на его нарушения Ваших запретов, а внимательно понаблюдайте. Возможно, Вы поймете, чего добивается ребенок, и нужно ли это вообще запрещать. 

Я вижу здесь еще одну сторону:  Ваше раздражение, усталость и отчаяние. Это тоже не способствует разрешению сложившейся ситуации.

Из письма я поняла, что Вы рассматриваете поведение ребенка отчасти как стремление досадить именно Вам. Мне кажется, вряд ли все так. Дети этого возраста крайне редко делают что-то назло. Я думаю, Вашему ребенку действительно интересно то, к чему он так настойчиво стремится. 

Постарайтесь изменить свое отношение к поведению ребенка, насколько это возможно, больше будьте наблюдателем, поймите, что ребенка так интересует, и, конечно, решительно вмешивайтесь в опасной ситуации.

Баутина Екатерина