WEBcommunity

Как передать свою любовь

Сколько бы лет не было нашему ребёнку, мы постараемся, не отвлекая его внимания и не мешая диалогу, как можно подробнее записать все ответы. Ведь чем больше информации, детских слов и формулировок мы получим и сохраним сейчас, тем легче и приятнее будет потом...

Я написал статью на основе личного опыта и переживаний, с намерением поделиться своими мыслями с теми, кто воспитывает детей и испытывает потребность в участии и поддержке. Все, что здесь написано, я обсуждал с детскими психологами, преподавателями и просто родителями. Без одобрения этих людей я бы вряд ли решился выступить в этой новой для себя роли.

«…папа передаёт тебе свою любовь и когда ты вырастешь, куда бы ты не попал, она всегда будет с тобой» (х/ф «Модильяни»)

Посвящается моим родителям

О чем мы, родители, мечтаем, когда смотрим в глаза своего ребёнка, когда пытаемся приоткрыть тайну бытия и заглянуть в завтрашний день? Как помочь, как направить, как защитить, как сделать его счастливым.

Именно об этом — наш разговор. Собственное представление о правильном воспитании начинает формироваться с того момента, когда мы стали помнить себя. И на основе поведения наших родителей, примеров родных и знакомых, литературы по педагогике, возможно, даже на опыте общения со специалистами по детской психологии, мы создаем собственный опыт и привычную нам модель поведения. Но мы же думаем о своем ребенке, неповторимом и уникальном, как каждый человек, и по-своему интересном.

Понимаем ли мы своих детей, не утратили ли мы, не дай Бог, из-за постоянного менторства и приведения себя в качестве лучшего примера, их доверия, не лишили ли мы их умения принимать решения и делать собственный выбор нашей бесконечной, но такой необходимой нам и так раздражающей детей, опекой?

Возможно, для кого-то это неожиданно и совсем непривычно, но давайте попробуем и перестанем сравнивать ребёнка с собой. Он заслуживает того, чтобы быть самим собой, единственным, гордым и неповторимым. А мы того, чтобы попытаться изменить опробованную и привычную линию поведения. Мы же можем не навязывать, а тактично предлагать свою помощь, направлять ребёнка, не поучая и создавать условия для его лучшего развития, умения принимать решения, использовать свои особенности, преодолевать противоречия, нести ответственность и быть счастливым.

Как бы нам хотелось помочь своему ребёнку открыть для себя то, чего он действительно хочет достичь в жизни, понять, как проложить этот путь и как сохранить силу духа и верность своей цели! Если нам это удастся, это будет означать, что он научится находить собственные ответы на вопросы, а не искать решения у нас. Наша заветная мечта — создать с детьми такие отношения доверия, которые всегда будут давать им поддержку, признание и возможность подготовиться к любым событиям своей жизни, сделать их яркими, творческими, научат согласовывать цели, развиваться и совершенствоваться…

Мы сможем ради себя и своих детей сохранить эти отношения на длительное время, сможем всегда быть рядом и быть уверенными в том, что дети нас будут слышать, а наши знания и опыт пригодятся им, но, скорее, не как пример, а как один из возможных ориентиров на пути реализации собственных целей и желаний.

При таком подходе, когда мы, с согласия детей и к нашей большой радости, можем быть рядом, мы в состоянии помочь не только в определении целей, но и в их достижении намного эффективнее и быстрее, а главное, приятнее, чем это можно было бы себе представить.

Как мы знаем, по-настоящему, тепло и душевно помогают и поддерживают не те родители, которые лучше информированы и лучше «знают жизнь», а те, которые доверяют, стремятся к духовной близости и потому создают вместе с детьми свою особенную, неповторимую культуру отношений и стараются сделать так, чтобы эта культура стала ценной для самих детей.

Может быть, наши отношения, наше взаимное доверие и дают нам бесценное право помочь ребёнку определить его цель и быть уверенным в том, что он будет открыт и увлечён, а мы будем слушать и слышать, не перебивая и только направляя его своими вопросами:

— как он предполагает, где, в какое время, в каком окружении он хочет достичь цели;

— что, по его мнению, надо сделать, и что он готов сделать;

— по его представлению, как он будет достигать цель, какие силы, знания, навыки, ресурсы и способности использовать, что ему может понадобиться;

— понимает ли он, почему эта цель так важна для него, на что она влияет, как согласуется с основными ценностями ребёнка (кстати, какие они);

— кем бы хотел видеть себя ребёнок при достижении своей цели;

— думал ли он когда-нибудь, что будет важно для него после достижения этой цели, кому кроме него нужны и важны его достижения, для кого он, кроме себя, старался.

Сколько бы лет не было нашему ребёнку, мы постараемся, не отвлекая его внимания и не мешая диалогу, как можно подробнее записать все ответы. Ведь чем больше информации, детских слов и формулировок мы получим и сохраним сейчас, тем легче и приятнее будет потом, тем ближе мы окажемся к своей цели — передать всё самое лучшее, что есть у нас и открыть всё самое лучшее в своём ребёнке.

У нас обязательно всё получится при нашем исключительном внимании, умении и желании слушать и слышать, и при созданном нами же искреннем, неподдельном интересе самого ребёнка к этому разговору. Мы любим и всегда будем любить своих детей такими, какие они есть. Но мы можем и должны сделать всё, чтобы они хотели и могли открыть в себе все самое лучшее и сделать мир вокруг нас лучше, чтобы они всегда шли вперед, к своей цели, новым знаниям, мудрости, ясности и искренности. Только так передаётся настоящая любовь и забота. И это важно и для детей, и для нас.

В добрый час.

Борис Любошиц