День 1-го февраля называется в календаре русских праздников Громницей. Пришедший к нам ещё с языческих времен, в народном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15-го — у православных.
Громница — единственный день, когда среди зимы можно услышать гром и увидеть молнию, а может даже разразиться и настоящая гроза.
Этот древний праздник зародился ещё во времена язычества и посвящается Богу грозы и грома — Перуну, и его жене — Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.
Весенняя гроза для древнего человека была символом возрождения и обновления всего живого на земле, а потому Перун был самым главным божеством у восточных славян над всем прочим пантеоном божеств. Этот грозный воитель был так же и покровителем воинов, а потому и снаряжение ему приписывалось соответственное: палица, топор и лук со стрелами, где стрелы — это молнии, которые он метал.
Гроза — совсем не обязательное явление 1 февраля. А вот если услышите гром, то ждите скорого прихода тепла. Но скорое тепло, как мы уже знаем, — совсем «не есть хорошо». Вот у белоруссов, например, которые тоже почитают этот праздник, есть поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок».
Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.
«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, крышень — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»
Наблюдая на Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. Услышав первый гром, говорили о том, что это Перун выгоняет с земли злых духов.
Особое значение придавали в день Громницы обряду освящения свечей. В Белоруссии, где этот обряд сохранился в наиболее чистом виде, ему придают огромное значение, считая, что он влияет не только на весь год, но и на всю жизнь. Люди в этот день освящали в церкви свечки, которые после освящения назывались уже «громничными».
По возвращении из церкви, хозяева зажигали дома свечу, и глава семьи вершил обряд: сначала он опаливал крестообразно волосы на своей голове, а затем то же самое проделывал с волосами всех домашних по старшинству. После этого шли всей семьёй в хлев, где хозяин опять же собственноручно опаливал крестообразно шерсть животных и прикасался пламенем свечи к стенам, окнам и дверям.
Во всех хозяйственных постройках всё повторялось по той же схеме. Затем свечу прятали дома за образами. И на любое, выдающееся потом в семье событие, — печальное или радостное, — зажигалась громничная свечка, которой приписывали чудодейственную силу. Сила эта была особая – и в разных случаях разная, но всегда — помогающая и выручающая.
Конечно, — важным свойством громничной свечи — её скрытой волшебной силой было покровительство дому и защита его от грома и молнии. Считалось, что всякий дом, где хранится такая свеча, был оберегаем самим Перуном и его женой Маланьицей. Кусочки свечей и сплавы носили на теле, как амулеты-обереги и даже давали внутрь, как лекарство.
Если же в доме был умирающий, то в минуты кончины ему обязательно давали в руки зажжённую громничную свечу. Считалось, что её пламя будет охранять переходящего в мир иной, помогать ему на пути загробных мытарств, среди геенны огненной.
Сплавы громничных свечек разламывали на кусочки и раскладывали в хлевах и сараях у скотины, дабы защитить её от падежа и от заразных болезней. А в начале посевной и на уборку свечу брали с собой на поля для благословения дела и охраны посевов от нечистой силы. Чудодейственной свечке приписывали даже способность истреблять вредителей в нивах и предотвращать в хлебе заломы. Одалживать громничную свечку никогда и никому было нельзя.
В Киевской Руси языческий праздник Громницы позже совпал по времени с церковным праздником Сретеньем Господним. Но в дополнение к церковному значению слова «Стрэчанне», народная традиция добавила ему свои краски и значение. Ведь «Стрэчанне» стало восприниматься, как встреча зимы с весной.
В последнее время — в наши 1990-е праздник Громницы с его красивым обрядом освящения свечей, начал вторую жизнь, особенно среди верующих, которые в этот день ходят в костел (католики — 2 февраля) и церковь (православные — 15 февраля) на богослужения. Для всех остальных людей этот день отмечается, как праздник встречи зимы с весною.
И вы не поленитесь на Сретение зайти в церковь, купить свечу и принести домой. В грустную минуту зажгите свечу и поведайте ей то, что томит вашу душу. А Громница пусть напомнит вам в разгар зимы о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда.
Марина Дудина-Гришко