WEBcommunity

Выигрывают стратегии

Эта статья посвящается великим вещам, которые мне всегда хотелось написать с заглавной буквы — Вере и Доверию. Вере в себя — в то, что мы сами способны принимать лучшие решения, делать осознанный выбор и следовать по избранному пути, быть верными и преданными.

«Давайте же мобилизуем все наши силы на выполнение нашего долга и будем вести себя так, как подобает… и тогда… наши потомки смогут с гордостью сказать о нас: «Да, это был их звёздный час».
Уинстон Черчилль

Эта статья посвящается великим вещам, которые мне всегда хотелось написать с заглавной буквы — Вере и Доверию. Вере в себя — в то, что мы сами способны принимать лучшие решения, делать осознанный выбор и следовать по избранному пути, быть верными и преданными. И Вере в команду — в людей, которые по собственной воле, повинуясь зову своей души, работают с нами, в их профессионализм, креативность, вовлечённость, последовательность и силу воли.

Только тогда, когда с нами эта Вера и глубокое взаимное Доверие, мы можем пускаться в любое, полное приключений и опасностей приключение. А одним из самых верных помощников у нас будет стратегия принятия решений, два варианта которой мы последовательно рассмотрим в этой статье.

Любой команде, любому лицу, принимающему решение, надо чётко понимать, что мало определить цель, согласовать её с ценностями и другими целями, мало выработать стратегию её достижения, — всё дело в стойкости. Надо уметь быть твёрдым и держаться до конца. Всегда. Иметь не только свой взгляд на происходящее, но и необходимое терпение, позволяющее сохранять стойкость.

Если эти слова про вас, про вашу команду — тогда знание основных стратегий принятия решений и умение ими пользоваться, пожалуй, самое важное оружие вашей армии, которая точно знает, что победит!

Начнём со стратегии «МОЗГОВОГО ШТУРМА». Её цель — в освобождении потенциала сотрудников, творческой энергии, фантазии для поиска и отбора самых лучших способов достижения цели. Поскольку задачей данной статьи не является подробное описание методологии, а лишь способов применения стратегий, я лишь кратко опишу суть самого мозгового штурма, как я её понимаю, и как эта стратегия обычно применяется на практике.

Мозговой штурм

Собирается команда единомышленников, объединённая общей целью и стремящейся найти лучшие способы её достижения.

Из членов команды выбирается один человек, задача которого — следить за тем, как проходит работа: контролировать время, записывать все предложения, не давать увести разговор в сторону.

Все члены команды, строго по очереди, предлагают свои идеи, любые, самые невероятные, главное — никаких ограничений, оценок и обсуждений. Общая нацеленность на результат, сосредоточенность, вовлечённость и — множество идей.

Очень важная часть стратегии — перерыв. Реальный перерыв: никаких споров и обсуждений, только отдых.

Завершающая часть — зачитываем все идеи. Оставляем для дальнейшей работы минимум — самые адекватные с общей точки зрения.

Из отобранных идей нам предстоит выбрать то, что мы будем делать, исследовать и подобрать ресурсы, оценить риски, наметить путь и назначить ответственных.

А в этом нам поможет стратегия «ШЕСТИ ШЛЯП».

Шесть шляп

1. Между членами команды надо распределить шесть шляп, шесть ролей:

БЕЛАЯ. Отвечает за факты, документы, события, всё то, что может быть подтверждено и описано четкими, понятными всем критериями.

ЧЁРНАЯ. Конструктивный критик, оценивает риски, последствия, слабые стороны.

КРАСНАЯ. Берёт на себя все эмоции, споры, недопонимание, разряжает обстановку, добиваясь конструктивного поведения от всех, позитива.

ЖЁЛТАЯ. Исследователь ресурсов, определяет существующие возможности, является носителем коллективного опыта (знает как мы делали это раньше).

ЗЕЛЁНАЯ. Самая креативная, превносит в обсуждение творческий подход, отвечает на вопросы, что ещё надо сделать? Как это возможно? И т.д.

СИНЯЯ. Отвечает за согласованность и гармонию, проверяет идеи на экологичность, отвечает на вопросы: как идея соотносится с миссией, с другими целями, как повлияет на нас, на окружающих?

2. Обсудить по ролям те идеи, которые отобрали на мозговом штурме.

3. Выбрать то, что будем реализовывать.

Заметьте, что мы уже даже знаем как: белая шляпа определила факты, события, документы, чёрная оценила возможные риски, красная взяла на себя все эмоции так, что команда может беспристрастно работать, жёлтая подготовила необходимые ресурсы, зелёная описала путь: этапы и последовательность, а синяя согласовала цели.

Осталось собрать всех членов команды и осуществить задуманное. Попробуем? Тогда начинаем! Каков будет первый шаг?… Доверие…

Любошиц Борис