15 февраля — сороковой день после Рождества Христова. На сороковой день впервые принесли Иосиф и Дева Мария младенца Иисуса в Иерусалимский храм для воздания жертвы Богу и своё очищение. Существовал такой закон, закон Моисея — первенец мужского пола должен был принадлежать церкви, то есть служить при храме. Дева Мария принесла «выкуп» — пять сиклей и двух птенцов голубиных.
Жил тогда в пригороде Иерусалима старец Симеон. Никто не знал сколько ему лет — сто или триста… Жил он в одиночестве и бедности. Был благочестив и вёл праведную жизнь. Люди его сторонились, считали, что столь долгая жизнь — проклятие за какие-то грехи. Далеко не все верили в его рассказы о том, что оповестил когда-то его Ангел Божий — будет Симеон жить до тех пор, пока не встретится со Спасителем человечества.
Редко выходил Симеон из дома, но в тот будний день надел он одежды праздничные и направился в Иерусалимский храм. Именно в этот день туда впервые принесли младенца Христа. Увидев его, Симеон подошел, взял Иисуса на руки и изрёк: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля…» (Евангелие от Луки).
В это же время в храме была пророчица Анна, она-то и поведала всем, что родился Спаситель, что Симеон его узнал. С тех пор церковь отмечает этот замечательный праздник. Встречу закона и благодати.
Цитата из речи епископа Феофана (Говорова): «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».
Само слово «сретение» со старославянского переводится как «встреча».
Издревле именно 15 февраля по народным поверьям встречались зима с весной, встречались, чтобы побороться, кому вперед идти, а кому и возвращаться.
Много примет и обрядов существует для этого дня. Самый распространенный, дошедший до нас из глубины веков — если курица напьется воды у порога — весна будет ранняя и тёплая. То есть, если уже 15 февраля есть лужицы, из которых птички могут попить — по всем приметам весна идет, весне дорогу! А коли все лужи еще закованы льдом, долго еще холода терпеть…
Вечером на сретение заклинали солнце, чтобы оно выглянуло из-за гор-горы. Это тоже было приметой долгожданной весны. Выглянет солнышко перед закатом — считай, прошли трескучие морозы, жди тепла. Не покажется — жди сильные власьевские морозы. Священномученика Власия Севастийского (ок. 316 г.) поминали позже, 24 февраля.
Есть у народного сретения еще два имени — Зимобор и Громовица.
Много пословиц и поговорок сложил народ про Сретение, много примет с этим днём сохранил:
На Сретение капель — урожай на пшеницу.
На Сретение уже от воробья стена мокра.
На Сретение снежок — весной дожжок (то есть весна будет дождливая и мокрая).
На Сретение цыган шубу продаёт.
На Сретение кафтан с шубой встретился.
Тепло на Сретение — весна будет ранняя, тёплая.
Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Кто в этот день украдёт — потеряет всё.
Много обрядов совершали крестьяне в этот святой день — освящали в церкви воду, для того, чтобы напоить ею больных, окропить скот и возы перед выходом в долгий путь. Этой освященной водой окропляли и пасеки в первую неделю каждого новолуния. Освящали свечи, чтобы их потом зажечь и очистить свой дом и скотный двор от ведьм и всякой другой нечисти.
Интересный праздник, религиозный и народный — две встречи, две философии, две мудрости.
Жанна Пятирикова