После того, как вышла в свет моя статья о расширении внутреннего кошелька, в личку стали поступать письма от читателей. И одно из них заставило меня взяться за перо. В нем были горечь и сомнения, поиск истины и крик души. Судите сами:
«…как Вы прокомментируете тот факт, что многие богатые духовно и душевно люди, финансово совершенно не преуспевают. А богатые дельцы крайне циничны, да и не образованы, не культурны иногда, и склонны к предательству и подставам, и наживе за счет других, к наглой наживе! Духовности там оч-чень мало. А преуспевают… Как порядочному человеку удержаться в таком обществе? Или, если есть духовность, он обречен на бедность? Ну, ведь, правда же, оч-чень мало богатых и добрых, приличных порядочных людей, почему?…»
Практически все мы рождены в СССР. Общество насаждало равенство и осуждало богатых, навязывая нам клише их безнравственности и бездуховности. Каждый состоятельный человек рассматривался через призму людской морали — девяносто процентов богатых людей в те времена считались ворами и мошенниками. Честным трудом заработать себе на безбедную жизнь могли единицы. Им завидовали и искали «пятна на солнце».
Сменились времена. Но так быстро не меняется наше мировоззрение. Всем нам были даны равные возможности стать успешными, состоятельными и удачливыми. Каждый ли воспользовался этим? Сомнения, неверие в собственные силы, ловушки советского менталитета сделали свое черное дело. Те, кто рискнул и поставил на карту все — оказался в выигрыше. Не будем разводить длинную дискуссию о пене перестройки и быстром обогащении за счет того, что принадлежало всем. Не о них речь. Вопрос о другом.
Сегодня те вопросы, которые задала мне читательница, это ее мифы нищеты. Она ищет оправдания собственному бездействию и безынициативности многих в ее окружении. Письмо длинное, одна статья не вместит его, но еще одну фразу я хотела бы процитировать:
«…когда мы с друзьями, которые совершенно не бедствуют и состоятельны, вспоминаем, как на наших глазах кто-то из знакомых «поднимался», мы честно можем отметить, что положительные человеческие качества у людей как-то утрачиваются с приобретением достатка. Это какой-то синдром достатка?! Не все могут достойно выдержать приход и присутствие истинного достатка. Чтобы сохранить и мораль, и нравственность, и капитал».
Это не синдром достатка — это испытание деньгами. Как есть испытание славой, властью, бедностью. Кто-то выходит из этого испытания сильным и духовно закаленным, а кто-то ломается, подсаживается на сладкую иглу… Именно быстрое обогащение и ломает людей.
Наверняка все помнят курьезный случай, описанный несколько лет назад в «Комсомолке» — семья алкоголиков выиграла в лотерею несколько миллионов рублей. Что бы сделали вы в такой ситуации? Представьте себе такое событие. Отложите чтение статьи и постарайтесь увидеть эту радужную картину. Наконец-то! Свершилось! И?
Большая часть бросится эти деньги тратить… Получать удовольствие, латать дыры, погашать кредиты. Семья алкоголиков эти деньги …пропила за год. Всего-то нужно было устроить сначала обмывание такого триумфа судьбы вместе со всей пьяной братией, а потом просто не могли выйти из этого состояния. Они не вложили в недвижимость, не оплатили учебу своих полуголодных детей. Правда, этот год для семьи лотерейных баловней прошел под лозунгом вареной колбасы. Вот уж чего они наелись до отвалу.
Если бы этот подарок судьба подкинула богатому человеку — он бы инвестировал во что-то или в кого-то, часть денег пошли бы на благотворительность, меценатство. Но самое главное — он бы не нарушил закон капитала — деньги должны приносить деньги. Этому учили еще классики марксизма.
Давать огульную оценку всем состоятельным людям в том, что они бездуховны, уподобляться таковым. Не суди, да не судим будешь. Таких нужно пожалеть, как жалеют больных или зависимых от чего-то людей. Ведь и у денег есть свои, денежные болезни.
Вот потому и говорю, что избавляться от мифов нищеты, изучать философию богатства и расширять свой внутренний кошелек нужно постепенно, дозировано, дабы не произошло головокружение от успехов. Вы впустили в свою жизнь богатство, а что с ним делать — не хватает фантазии, потому и начинают всходить ростки чванливости, заносчивости, чувства превосходства. Начинает такой человек звездиться…
Можно провести аналогию с нашим детством. Помните свои ощущения от новой игрушки? Мы бросали все старые и начинали ею играться. Пока ни привыкали… Так и тут — многие из нас дети в мире достатка, важно научиться принимать потоки денег в свою жизнь. При этом не забывая законы общества, законы морали.
Среди моего окружения из десяти только один работает по найму и то на такой высокой должности, откуда сам не уйдешь. У всех остальных — давно и прочно развито свое дело, которое приносит стабильный доход, и год от года все они богатеют. Вот только бездуховных среди них нет. Это чистая правда!
Помогать больным, старикам и детям — так же обязательно для всех них, как и обычные дела. Помогают не только своим. Отдать десятину, как учит Библия — само собой разумеющееся. И детей своих учат быть толерантными, нравственными. Нет ни у кого из моего окружения ни наркоманов, ни алкоголиков, ни праздно прожигающих жизнь детей. Все они приучены к труду, несмотря на то, что родились в состоятельных семьях. Почему это происходит, я знаю — мы сами выбираем свое окружение. Потому о богатых и безнравственных людях говорить неправильно. Разве таких мало среди нищих? Каждый выбирает свой путь.
Не зря русская народная пословица гласит: «Не приходом люди богатеют, а расходом!»
Жанна Пятирикова
Мда… Мифы нищеты — точнее не скажешь…
Забавно… То есть те, кто финансово НЕ преуспевают, по версии автора письма — ЛЮДИ, а богатые — это уже циничные дельцы, склонные к наглой наживе. Вот уж никогда не думала, что простой факт наличия денег в кошельке может перевести человека из категории людей в категорию нЕлюдей.
Интересно, что она подразумевает под положительными человеческими качествами? Если способность выслушивать непрерывные жалобы на жизнь — то да, утрачивается.
Вот и пыталась, как умею, ответить на это письмо автора… Вирусы сознания разъедают мозг, человек ищет оправдание собственному бездействию и, как результат, своей бедности — и духовной, и материальной.