Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как мне быть… У меня сыну 4 года, моей сестре 8 лет и у нее синдром дауна, живем мы в одной квартире. Сестра (Настя) практически не разговаривает, ну что пытается, но получается каля-баля, воля и т.д. Мой сын с ней постоянно играет, и начал перенимать все ее слова и повадки (хотя разговаривает он отлично). Когда мы выходим на улицу, и сын начинает общаться с обычными детишками, то он общается с ними на языке сестры (Насти).
Я его ругаю за это, пытаюсь объяснить, что так нельзя делать, что Настя глупенькая, и она не умеет разговаривать… Спустя некоторое время, он снова начинает также разговаривать и повторять за ней. Сейчас я им просто не даю общаться… Т.е. она в своей комнате, и он в своей… Правильно ли я поступила, что не даю им быть вместе… Помогите, подскажите, как мне быть в этой ситуации, и будет ли мой сын общаться дальше так с другими детишками, когда вырастет… Повлияет ли это все на его развитие в дальнейшем??? Заранее спасибо.
Екатерина
Ответ
Здравствуйте, Екатерина!
Ситуация непростая. Даже не знаю, как ответить на вопрос «правильно ли я поступила, что не даю им быть вместе». Это Вы, мама, принимаете решение и отвечаете за вашего ребенка. Я могу только со своей стороны дать некоторую информацию.
Младшие дети всегда интересуются старшими, подражают им, хотят вырасти и быть похожими на старших. Они берут с них пример, думают, что старшие уже прошли какой-то путь в развитии и знают, как помочь младшему его же пройти. Это первое.
Детей также интересуют те, кто на них не похож. Они, в отличие от взрослых, не боятся детей с заболеваниями, отличающими их от других. У детей нет страха, что играя с больным ребенком, он станет тоже больным. Обычно это страх взрослых, которые ребенка окружают. Возможно, взрослые, когда еще малыш не родился, переживали и боялись, что может родиться больной ребенок. Это второе.
А есть мальчики и девочки, которые имеют такую удивительную особенность, они очень интересуются, чем одни отличаются от других, внимательно исследуют возможности свои и других. А как вы думаете, откуда берутся врачи и психологи? Это третье.
Вот приблизительно это и надо рассказать мальчику. Что Настя (если я правильно поняла, то она его тетя) не глупенькая, а больная. И болезнь эта остановила развитие ее мозга, поэтому Настя никогда не будет читать, произносить слова правильно, и даже когда ей будет 10, и 14, и 20 лет она вырастет ростом, но ее мозг не вырастет. И что вы понимаете, что мальчик хочет Насте помочь, научить ее, что ему ее жалко, но так сложилась жизнь, они разные, Настя будет такой, а мальчик будет таким.
Сказать, что Настя не притворяется, а на самом деле такая. А он может притворяться и быть как Настя (играть в Настю, как в волка или медведя, или в папу), а потом снова стать самим собой. А когда он вырастет, то если захочет, то прочитает книги про болезнь, которой Настя страдает и сможет внести что-то новое в лечение.
И относительно того, повлияет ли общение на развитие мальчика. Все события оставляют след в нашей душе, так складывается история каждого человека. Мальчик, конечно, не заразится синдромом Дауна!
Возможно, как-то Вам исследовать свои чувства, связанные с Вашей сестрой? Если такие они сильные, то, может быть, лучше снимать квартиру какое-то время, пока не разберетесь в себе?
С уважением, психолог Сизикова