Наследственность или воспитание

Что оказывает большее влияние на развитие ребенка наследственность или воспитание? Вопрос этот интересует всех: и ученых, и каждого человека, и родителей. И мы тоже получаем письма от родителей, в которых они просят ответить на этот вопрос именно им по поводу их ребенка.

Если ответить коротко, то, конечно, и наследственные особенности и воспитание оказывают влияние на формирование ребенка. Часто мы говорим «это у него от отца (матери)», «он весь в свою бабку, мать отца», а также «я потратила столько лет, чтобы сделать из него (нее)…, чтобы научить его(ее)…».

То есть родителей интересует, как можно из ребенка, который у них есть, сделать ребенка, которого им хотелось бы иметь. И у многих мам и пап есть представление о качествах своего ребенка, которые им в нем не нравятся. Интересно, что при этом многие из взрослых тоже имеют такие качества, особенности и не могут их в себе искоренить. Зато стараются изменить их же в своем ребенке.

Например, отец описывает сына как не активного, застенчивого; просит это в сыне изменить, помочь стать лидером в классе, чтобы он перестал бояться устанавливать отношения, чтобы больше выходил из дома, создал свою компанию. Выясняется, что отец тоже лучше чувствует себя дома, в кругу хорошо знакомых людей, с осторожностью заводит новые знакомства, и в подростковом возрасте страдал, так как считал себя не похожим на других подростков. То же самое отец рассказал о своем отце (деде мальчика). Что это в данном случае, наследственность или особенности воспитания?

Каждый из нас рождается с определенным темпераментом, с какой-то конституцией, с набором способностей (художественные, музыкальные). Это то, что неизменно! Затем начинается влияние окружения (родители, школа, просто случайные обстоятельства). С одной стороны из человека делают «настоящего человека», создают характер, но с другой стороны этот человек тоже делает сам себя, ведь он реагирует на родителей, школу, случайные встречи.

Характер — это то, что поддается изменению! Окружение и ребенок формируют его вместе: окружение предлагает помощь (надо сделать то-то, пойти туда-то, нельзя делать то-то и ходить туда-то, думать надо об этом, быть похожим на тех-то), а ребенок, в свою очередь, может согласиться и принять помощь, а может и не согласиться и сопротивляться даже важным для жизни и здоровья предложениям.

Каждый из нас помнит, что в классе на 25 человек один учитель, и всем он дает одинаковый материал. Но почему-то одни ученики могут воспользоваться этим материалом с пользой для себя (разобраться в предмете), а другие не могут. Почему так происходит, почему одни дети могут и хотят использовать для развития помощь окружающих, а другие не могут и не хотят?

Уже давно психологи пришли к выводу, что для того чтобы человек смог что-то сделать, он должен стать к этому готовым. То есть необходимо внутри человека создать специальные внутренние условия, чтобы он мог принять помощь и использовать ее для себя. Действительно, ведь окружающие влияют не на автомат, а на живого человека, который пропускает через себя все, что ему советуют. И поэтому если человек не чувствует себя готовым что-то выполнить, то он и не действует в том направлении. Иначе говоря, человек не берет на себя ответственность за выполнение действия, не направляет сознательно интерес на решение какой-то задачи.

Готовность человека к действию может зависеть от конституции, наследственных факторов. И важно учитывать это при воспитании, при оказании внешних влияний.

И когда родители обращаются за помощью, то мы как раз учитываем все факторы и помогаем ребенку создать внутри себя готовность, помогаем формированию внутренних условий для того, чтобы он (она) смогли принять помощь (от родителей, учителей, психотерапевта).

Психолог Сизикова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.