Если ответить коротко, то, конечно, и наследственные особенности и воспитание оказывают влияние на формирование ребенка. Часто мы говорим «это у него от отца (матери)», «он весь в свою бабку, мать отца», а также «я потратила столько лет, чтобы сделать из него (нее)…, чтобы научить его(ее)…».
То есть родителей интересует, как можно из ребенка, который у них есть, сделать ребенка, которого им хотелось бы иметь. И у многих мам и пап есть представление о качествах своего ребенка, которые им в нем не нравятся. Интересно, что при этом многие из взрослых тоже имеют такие качества, особенности и не могут их в себе искоренить. Зато стараются изменить их же в своем ребенке.
Например, отец описывает сына как не активного, застенчивого; просит это в сыне изменить, помочь стать лидером в классе, чтобы он перестал бояться устанавливать отношения, чтобы больше выходил из дома, создал свою компанию. Выясняется, что отец тоже лучше чувствует себя дома, в кругу хорошо знакомых людей, с осторожностью заводит новые знакомства, и в подростковом возрасте страдал, так как считал себя не похожим на других подростков. То же самое отец рассказал о своем отце (деде мальчика). Что это в данном случае, наследственность или особенности воспитания?
Каждый из нас рождается с определенным темпераментом, с какой-то конституцией, с набором способностей (художественные, музыкальные). Это то, что неизменно! Затем начинается влияние окружения (родители, школа, просто случайные обстоятельства). С одной стороны из человека делают «настоящего человека», создают характер, но с другой стороны этот человек тоже делает сам себя, ведь он реагирует на родителей, школу, случайные встречи.
Характер — это то, что поддается изменению! Окружение и ребенок формируют его вместе: окружение предлагает помощь (надо сделать то-то, пойти туда-то, нельзя делать то-то и ходить туда-то, думать надо об этом, быть похожим на тех-то), а ребенок, в свою очередь, может согласиться и принять помощь, а может и не согласиться и сопротивляться даже важным для жизни и здоровья предложениям.
Каждый из нас помнит, что в классе на 25 человек один учитель, и всем он дает одинаковый материал. Но почему-то одни ученики могут воспользоваться этим материалом с пользой для себя (разобраться в предмете), а другие не могут. Почему так происходит, почему одни дети могут и хотят использовать для развития помощь окружающих, а другие не могут и не хотят?
Уже давно психологи пришли к выводу, что для того чтобы человек смог что-то сделать, он должен стать к этому готовым. То есть необходимо внутри человека создать специальные внутренние условия, чтобы он мог принять помощь и использовать ее для себя. Действительно, ведь окружающие влияют не на автомат, а на живого человека, который пропускает через себя все, что ему советуют. И поэтому если человек не чувствует себя готовым что-то выполнить, то он и не действует в том направлении. Иначе говоря, человек не берет на себя ответственность за выполнение действия, не направляет сознательно интерес на решение какой-то задачи.
Готовность человека к действию может зависеть от конституции, наследственных факторов. И важно учитывать это при воспитании, при оказании внешних влияний.
И когда родители обращаются за помощью, то мы как раз учитываем все факторы и помогаем ребенку создать внутри себя готовность, помогаем формированию внутренних условий для того, чтобы он (она) смогли принять помощь (от родителей, учителей, психотерапевта).
Психолог Сизикова