WEBcommunity

Фрейд и животный магнетизм

Мало кто знает, что психоанализ начался с гипноза. Фрейд, будучи на последних курсах института, получил грант на стажировку во Францию в клинику душевнобольных женщин Сальпетрнер. Там он познакомился с Жаном-Мартеном Шарко. На тот момент Шарко интересовался влиянием гипноза (тогда он назывался еще «животным магнетизмом») на истеричных женщин. Пытался внушить симптомы истерии здоровым людям. Опыты Шарко произвели такое неизгладимое впечатление на Фрейда, что он решает посвятить себя психологии.

Но обратимся к непосредственному наблюдателю тех событий. Вот что пишет Аксель Мунте в своей книге «Легенда о Сан-Микеле»:

«Я много лет все свободное время посвящал изучению гипноза, и для меня публичные демонстрации, устраивавшиеся в Сальпетрнер для «всего Парижа», были лишь нелепым фарсом, в котором перемешивались правда и обман. Некоторые из гипнотизируемых, без сомнения, были настоящими сомнамбулами и, пробуждаясь, покорно совершали все то, что им было приказано сделать, пока они спали. Однако куда больше среди них было обманщиц, которые прекрасно знали, чего от них ждут, и с большим удовольствием морочили зрителей и врачей своими фокусами, в чем им немалым подспорьем служила присущая всем истеричкам хитрость. Они в любой момент были готовы устроить припадок по всем правилам классической «большой истерии» Шарко, с «мостами» и всем прочим или продемонстрировать три его знаменитые стадии гипноза: летаргию, каталепсию, сомнамбулизм — все придуманные прославленным Мэтром и почти нигде, кроме Сальнетриер, не наблюдавшиеся. Одни с удовольствием нюхали нашатырный спирт, когда им говорили, что это розовая вода, другие ели уголь, если его называли шоколадом, одна ползала на четвереньках и яростно лаяла, когда ей внушали, что она — собака, махала руками, старалась взлететь, когда ее превращали в голубя, или с криком ужаса подбирала платье, когда к ее ногам бросали перчатку и внушали, что это змея. Другая расхаживала, держа в руках цилиндр, качала его и нежно целовала, если ей говорили, что это ее ребенок.

Почти все эти несчастные девушки, которых с утра до вечера гипнотизировали врачи и студенты, проводили дни в полубредовом состоянии, совсем отупев от нелепых внушений, утратив контроль над своими поступками, и рано или поздно всех их ждала одна судьба: палата для нервнобольных, если не сумасшедший дом.»

Да, тогда гипноз владел умами многих людей. Но люди не меняются, вспомните Кашпировского.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОДДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ГИПНОЗУ ИЛИ НЕТ?

Гипнабельность — податливость к погружению в гипнотический транс. Все люди в той или иной мере обладают этой способностью, так как транс — вполне естественное физиологическое состояние.

От чего же зависит гипнабельность? 

Определить, насколько вы подвержены гипнозу, можно с помощью Теста индивидуальной гипнабельности.

А вот как пишет, использующий гипноз Геннадий Гончаров:

«Мой личный опыт показывает:

В целом гипнозу поддаются легче те, кому свойственно яркое, эмоционально-образное мышление.

Кто не поддается гипнозу?

Есть и еще одна, пожалуй, самая многочисленная категория людей. Это те, кто уверен, что они не поддаются гипнозу и даже гордятся своей невосприимчивостью. Действительно, таких людей с первого раза бывает трудно загипнотизировать. Но если попробовать это во второй, третий, четвертый, десятый раз — то успех будет достигнут. Известен случай, когда в XIX столетии один немецкий врач загипнотизировал отчаянно сопротивлявшуюся его усилиям пациентку на 141-м сеансе.
Можно сказать, что сомневающиеся в гипнозе и не верящие в него, формируют основной контингент гипнотиков. В этом уверяет меня мой личный опыт.»

Ну что ж, с личным опытом не поспоришь.

Мария Курбатова