WEBcommunity

Детский аутизм

Может ли аутист провоцировать детей к эмоциям, даже если они отрицательные? Светлана.

Ответ

Здравствуйте, Светлана! Как я поняла, Вы хотите узнать, может ли сам аутист провоцировать окружающих ребятишек на отрицательные эмоции: гнев, злобу и т.п.?

Вообще-то форм аутизма достаточно много и ведут себя аутисты в них по-разному. Но, если Вы имеет в виду самую распространенную форму (с которой и ассоциируется эта болезнь в умах обычных людей), то, естественно, нет. Не может он ничего провоцировать у окружающих.

Вот что пишут про аутизм: «Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества». Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой «аффективной блокады»).

Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, «закостенелые» или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм».

Скорее всего негативизм по отношению к аутисту вызван у детей негативным отношением к больному ребенку у их родителей. К тому же, аутист не играет с другими, уклоняется от общения и, вообще, «вещь в себе». Что может восприниматься другими как зазнайство. У нас такая культура, которая неприемлет «других», а аутисты мало чем похожи на обычных детей.

Для ограждения бедного ребенка от агрессии сверстников нужно вести психологическую работу с его окружением, с детьми и их родителями. Что, к сожалению, не всегда доступно.

Курбатова Мария