Что такое хорошо и что такое плохо

В прошлой публикации мы начали разговор о формировании системы ценностей, далее я задаю вопрос гостю Интересного понедельника Анне Мокшанцевой:

— Можно ли сказать, что процесс формирования системы ценностей бесконечен?

— Процесс формирования системы ценностей — это процесс формирования жизненного опыта, поэтому, пока мы опыт воспринимаем как некоторые акты, которые способствуют выводам и чему-то нас учат, то да, а если мы точно знаем, что вот это хорошо, а это плохо, значит, наша система ценностей не сформирована, а просто негибка.

— А система ценностей нам зачем? В чем ее польза?

— Польза от нее велика и бесспорна, просто потому что она позволяет человеку адаптироваться в среде, в которой он живет. Но дело в том, что нужна она или нет, это вопрос вообще не нашей с вами человеческой компетенции :).

Человеческие влечения и страсти нельзя объяснить только влиянием инстинктов. Даже полностью удовлетворив голод, жажду, сексуальные потребности, человек может остаться неудовлетворенным. В отличие от других животных, у человека проблемы этим не решаются, а только начинаются. Вопрос в том, что выбора нет, поскольку система ценностей — это архетипичный, присущий всем людям элемент системы самоосознания.

— А какие сложности возникают у нас в связи с тем, что человек, например, имеет негибкую систему ценностей?

— Повторюсь, что у человека нет выбора — иметь систему ценностей или не иметь, это свойство психики. Другое дело, что, с одной стороны, система ценностей обеспечивает нам более полные возможности самовыражения, социализации и самореализации, но с другой стороны, система установок, принципов и правил — это же система, и, несмотря на то, что там все увязано, многие установки и принципы могут противоречить и друг другу, и тем установкам, которые разделяются большим количеством людей в той среде, куда человек попал.

И в этих случаях, если человек имеет сформированное отношение к своей системе ценностей, то есть, он может ее изменять по собственной воле, то мы говорим — все замечательно, хорошо, он продолжает адаптироваться с целью наиболее полного самовыражения, самореализации в текущих условиях.

Если же у человека система ценностей входит в противоречие с системой ценностей большинства людей, где он оказался, либо она просто регидна, не гибка, то в простонародии такого человека называют «дурак». Я сейчас не оскорбление использую, а слово, которое берет начало от латинского корня «дурус» — негибкий.

Дурак, по сути, — это человек, который негибкий и лишен возможности учиться. Если я отлично знаю, что вот это хорошо, а вот это плохо, и мой набор вот этих хорошо и плохо мешает жить и доставляет мне неудобства и переживания лишние, которые мне не нужны, то имело бы смысл сделать систему гибкой и не относиться категорично к чему-то. А если же я категорична, то я таким образом лишаю себя возможности адаптироваться лучше. И в этом смысле система ценностей может препятствовать счастливому бытию человека.

— Аня, ты сказала, что система ценностей — это система правил, принципов, установок, и начинает формироваться она под влиянием родителей и тех, кто находится рядом, когда ребенок маленький. Что помимо этого влияет на ее формирование?

— В общем-то, на формирование системы ценностей влияет абсолютно любая информация, которая получена человеком в течение его личной истории. Я имею в виду информацию не только как некоторый свод моралей, то, что ему объясняли, то, что он прочитал, то, что он посмотрел по телевизору, что такое хорошо, что такое плохо — такие поступки поощряются, такие порицаются, но это еще и модели поведения людей, которые человек наблюдает в течение своей жизни, это, безусловно, вначале те люди, которые окружают ребенка. Это могут быть родители, либо заменители родителей, либо какие-то другие люди, потом это школа, социальные институты всевозможные и собственный опыт, безусловно.

Если человек, в первую очередь, в большинстве своем опирается именно на заимствованные принципы и правила, не разделяя их, а усваивая, как догму, то система ценностей в последствии с большей долей вероятности будет негибка, и человеку такому будет больше свойственна категоричность, ну и, как следствие, меньшая обучаемость.

А если человек ориентирован на то, что он и собственный опыт ставит во главу угла, то система ценностей будет более гибка и обеспечит лучшую адаптацию и социализацию человека.

Продолжение…

Вавилина Наталия



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.