Моей дочке скоро 7 лет. С 3 лет мы занимаемся художественной гимнастикой. Данные у нее есть, но не лидер, в данный момент часто вопрос у нее встает может бросить гимнастику, но я пытаюсь ее удержать, т.к считаю что занятия дадут в будущем хорошую осанку и дисциплинированность, и конечно в этом виде спорта сильное преодоление себя идет. Видимо еще конечно хотелось бы увидеть чего дочка может достигнуть, и конечно мои желания из детского возраста. Я тоже хотела заниматься гимнастикой, но я пришла сама и слишком поздно 8-9 лет. Я очень жалела, что меня никто не привел в этот вид спорта.
Возможно дочка не хочет заниматься еще и потому, что с тренером не складываются отношения, она ее не замечает, но тем не менее говорит мне чтобы мы ходили на тренировки, не бросали. А дочка привыкла к вниманию и похоже повышенному. Логические доводы мало влияют на ее отношение к гимнастике. Не хотелось бы чтоб она росла избалованной и при отсутствии повышенной хвальбы у нее пропадал интерес к тому чем она занимается или будет дальше заниматься. Подскажите мне как все же поступить? Как разобраться либо это не ее или она просто лениться и не хочет себя заставлять. Татьяна.
Ответ
В первую очередь я бы спросила у ребенка: ПОЧЕМУ ей не хочется ходить на занятия? В 7 лет ребенок вполне в состоянии осмысленно объяснить, почему он чего-то хочет, а почему – нет. Это при условии, если знает, что родители не накажут и воспримут ответ, какой бы он ни был – отрицательный или положительный.
Если дочка будет готова говорить на эту тему – послушайте внимательно. И заранее решите для себя, что все сказанное ею, будет принято во внимание. Потому что это бесценная возможность для вас понять, что на самом деле является важным ДЛЯ ЕЕ.
Второе: нужно четко представлять себе, почему именно я, как мама, хочу добиться, настаивая на посещении гимнастики? Таня, вы правы, вполне возможно, что это говорит ваше желание, которое вы не смогли реализовать в детстве. Хорошо, что вы это видите. А чего вы добиваетесь помимо этого? Хорошей осанки, дисциплинированности и преодоления себя?
Я согласна, что хорошая осанка для девочки важна, но наверняка ее можно добиться другими способами, не через силу.
Дисциплинированность тоже можно развивать по-разному. Я сейчас не буду глубоко касаться этого вопроса, потому что для начала нам нужно определить, что каждый понимает под этим словом. У него столько оттенков, что можно запутаться очень быстро. И потом, нужно понимать: для чего воспитывать в ребенке это самое качество.
А преодоление себя… Тут я хочу привести пример. Может он и чуток жестокий, но очень наглядный. Представьте, что кто-то всерьез взялся вас воспитывать: вы этого человека очень любите, но находитесь у него в плену, у вас нет возможности ему отказать, вы не можете от него уехать, и вообще, у вас нет права принимать решения, и вы должны во всем его слушать. И вот этот человек решает по своему разумению, что некое занятие (которое вы не очень-то и любите) пойдет вам на пользу. И начинает вас водить туда, где вы вынуждены этим заниматься. Там вас встречают люди, которые вам не интересны, а иногда и неприятны. Там вас не замечают, но заставляют выполнять разные упражнения. И вам говорят, поверь, это все для твоей же пользы…
Как почувствует себя в такой ситуации взрослый человек? И как он эту ситуацию назовет? Правильно, это очень похоже на насилие…
Я совсем не утверждаю, что все происходит именно так в ситуации Татьяны. Я просто намеренно утрирую, чтобы каждый взрослый сейчас представил себя на месте своего ребенка в тот момент, когда ребенок возражает, но его не слушают! Потому что уверены, что лучше знают, что нужно для блага ребенка!
Так вот, преодоление себя – это ЛИЧНЫЙ ВЫБОР КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. И выбор этот делается ДОБРОВОЛЬНО! Т.е. я сама для себя могу решить, где и в чем мне нужно себя преодолеть. Но если кто-то решает за меня и настаивает, чтобы я теперь себя преодолела, я однозначно буду воспринимать это как насилие.
И ребенок в данном вопросе имеет точно такие же ощущения, как и взрослый. Но в силу своей бесправности пока возражает очень слабо. Да и просто не понимает, что он имеет право на возражения. Ему об этом не сказали :) Потому что, если он будет об этом своем праве знать, то он им воспользуется, что создаст нам, родителям, дополнительное беспокойство.
Ну и как же быть?
А давайте посмотрим, что любит делать ваш ребенок, кроме гимнастики? Если ли у нее свободный выбор? Что она делает, когда ей не нужно выполнять никаких обязанностей? Что она делает с удовольствием? Наверняка такие занятия есть.
Потихоньку учитесь доверять своему ребенку: он сам точно знает, что ему нравится. Если не знает сейчас, то обязательно разберется со временем. Только доверьтесь и не давите.
По поводу того, что девочка привыкла к вниманию. Это же замечательно :). Не нужно лишать ее внимания и наказывать этим. Сейчас вы дарите ей свое внимание с тем, чтобы в будущем она могла быть уверена, что она этого внимания достойна! Чтобы она была уверенным в себе человеком, который умеет принимать решения и не бояться их последствий!
Внимание родителей в детстве и их безусловная любовь – это лучшее, что мы вообще можем дать нашим детям.
И последний момент. Боязнь, что ребенок будет бросать дела на полдороге, если ее не хвалят. Это может произойти в случае, если она сама не научится поддерживать себя, если не будет уверена в своих силах и возможностях. Это качество прививается не привычкой доделывать то, что не нравится! Люди бросают интересные занятия на полдороге потому, что их не поддерживают, а в себе они этой силы, этой самоподдержки найти не могут!
Дайте своему ребенку стопроцентную уверенность, что любое дело, начатое им, может быть выполнено с успехом! Что у него достаточно на это сил и возможностей, нужно только захотеть. И расскажите, что неудачи вначале – это даже хорошо, что они помогают научиться делать это только лучше!
А как дать эту уверенность? Да просто ПОХВАЛИТЬ! Искренне и честно признавая заслуги маленького человечка. Нельзя перестать хвалить, когда вы это делаете, вы прекращаете поддержку! А поддерживать себя сам ребенок еще не умеет! Он учится делать это с вашей помощью, слушая вашу похвалу.
И не бойтесь баловать :). И не бойтесь лени :). Она не случайна! Это показатель того, что человеку неинтересно!!!
Вы где-нибудь видели человека одновременно ленивого и увлеченного своим делом? Конечно, нет! Это просто несовместимые понятия!
Слушайте внимательно своих детей, слушайте себя и свои чувства, и все получится!
Яна Лан