Совсем недавно в разговоре с коллегами по поводу работы с детками промелькнула вроде бы простая, но на мой взгляд – совершенно замечательная мысль. И я сегодня хочу с вами ею поделиться. Анализируя запросы родителей к психологу по поводу неадекватного, странного, беспокоящего поведения детей разных возрастов, отмечается любопытная закономерность – большинство странностей в поведении детей коренятся именно в воспитательных мерах, применяемых к ним родителями! И начинаются после того, как только эти воспитательные меры ужесточаются по разным причинам.
Понятное дело, что нам, родителям, хочется как лучше и мы беспокоимся не только о сегодняшнем дне, но и думаем о том, что же за человек вырастет из нашего ребенка. Но… не слишком ли часто в угоду этому призрачному будущему мы нарушаем целостность ребенка сейчас, сегодня, в данную минуту?
У каждого из нас есть личные представления о том, как нужно и как не нужно воспитывать. Я же предлагаю подумать вот о чем – насколько можно быть уверенным, что конкретная мера воспитания приведет к ожидаемому результату в будущем? К примеру, мы можем точно сказать, что заставляя ребенка добросовестно учить уроки и выполнять все школьные задания, мы прививаем ему ответственность? Или готовы поручиться за то, что приучая ребенка к уборке по дому – мы наверняка вырастим аккуратного и чистоплотного человека? Или мы можем добиться прямо противоположных результатов своими стараниями – отвратить от учебы и от соблюдения чистоты?
К чему я веду – как вы думаете, есть ли гарантии у наших действий, которые мы почти автоматически проделываем с нашими детьми? Есть ли гарантии того, что мы через несколько лет получим то, что хотим видеть в своих детях?
Я не призываю совсем отказаться от каких либо воспитательных мероприятий, я только хочу предложить вам обратить внимание – каким из них детки особенно сопротивляются? Не исключено, что самыми обычными запретами мы можем нарушать какие-то важные детские потребности.
В прошлых статьях я писала о том, что если ребенок сильно против, то не нужно приучать его спать отдельно от мамы. Не исключено, что засыпая рядом, с мамой, ребенок добирает недостающее ему чувство безопасности, которого по каким-то причинам он лишен. И одно это дает ему силы и энергию на целый день. И если лишить его такой возможности в угоду стереотипу – «дети такого-то возраста должны спать отдельно», то можно причинить немалые страдания, которые отразятся на всех членах семьи.
Таких примеров может быть очень много. И вы наверняка обнаружите их, если внимательно понаблюдаете за своими детьми и запретами, которые имеют место в вашей семье.
Когда заметите, что ребенок постоянно и бурно реагирует на какой-то из ваших запретов, задайте себе вопрос: «А что будет, если ему это разрешить?» Мысленно представьте развитие событий, причем представьте самый наихудший вариант – что может случиться? Мысленно смиритесь и … разрешите!
Проследите за своими чувствами в этот момент, за своей тревогой, за своим беспокойством, за своим недовольством… И обратите внимание на чувства ребенка.
Если вы вдруг поймете, что не можете разрешить ребенку это ни при каких условиях – очень вас прошу, напишите. Давайте рассмотрим вместе – что можно позволить, а что уже никак нельзя? И почему?
Яна Лан