Расскажу о том, как мы с дочкой выбирали школу. Начну с того, что лично я школу не любила. Песня «Школьные годы чудесные» всегда вызывала у меня удивление и непонимание. Потому как чудесными можно было считать исключительно перемены и окончание уроков. При всем при этом училась я играючи, и сами школьные предметы никогда не вызвали у меня трудностей. Трудности вызвали в основном авторитарное поведение учителей и странные, на мой взгляд, правила школьной жизни. Одним словом, я дотерпела пребывание в этой тюрьме и с радостью рванула в университет, надеясь, что там-то уж к людям относятся по-человечески. Ожидания не оправдались, но сегодня речь не об этом.
Одним словом, о школе я благополучно забыла на целых 15 лет, пока не подросла моя дочь. Хочу сказать, что когда ей исполнилось три годика, мы стали выбирать садик. Потому как на тот момент я искрене верила, что для нормальной социализации ребенку нужен детский коллектив. Другой неободимости у меня не было, я могла находиться с дочкой дома без всяких проблем.
Садик мы выбирали вместе. Я хотела, чтобы ей самой нравилось место, где она будет проводить много времени, и те люди, которые будут ее окружать. Мы рассмотрели несколько вариантов и выбрали.
В детском саду она провела один учебный год, после чего я решила, что подобный опыт социализации никак не может являться полезным для ребенка. Более того, по очень многим параметрам он приносит вред, который потом приходится долго исправлять…
И дело не в самом садике: это был хороший частный детский сад. Дело в той системе, которая является обязательной и одинаковой для всех детей, никак не учитывая индивидуальные особенности каждого маленького человечка…
Если вам будет интересно, я потом остановлюсь подробней на детском саду… Сейчас я пишу о нем для того, чтобы показать, что я учитывала мнение дочери при выборе детского учреждения. И еще для того, чтобы обратить ваше внимание на похожесть садика и школы…
Опыт пребывания ребенка в детском учреждении мотивировал меня на поиск школы заранее. Обычную общеобразовательную школу я исключила не сразу… я проехалась по лучшим школам города, которые мне рекомендовали, и побеседовала с директорами на предмет того, как мой ребенок будет чувствовать себя в этой школе.
Хочу сделать акцент на том, что в самую последнюю очередь меня интересовало качество образования. Почему-то рекомендуя школы, мне все упирали именно на этот момент. Я же считаю интеллектуальный багаж не самым главным в этой жизни. Мне приходилось встречать очень информированных, эрудированных, грамотных во всех отношениях людей… но при всем при этом их никак нельзя было назвать умными… или счастливыми.
Поэтому из основных критериев поиска школы я для себя выделяла ту эмоциональную атмосферу, в которой моей дочери предстоит провести очень много лет, и тех людей, которые будут ее учить. Понятное дело, что я имею в виду учителей начальной школы. Дальше я пока не заглядывала.
Когда просто школы закончились, я пошла по частным школам… и столкнулась с тем же самым, что и в обычных школах… Единственным отличием был хороший ремонт и улучшенное питание. Ну еще и меньшее количество учеников в школе. Все остальное было то же самое!!! Те же безумные правила, гребущие всех под одну гребенку и отбрасывающие и перемалывающие детей, которые не укладываются в общепринятые стереотипы…
А мой ребенок в них не укладывался… более того, я бы не хотела, чтобы ее начали переделывать. Я уважаю детское «не хочу». И я хотела, чтобы ее «не хочу» уважали и другие взрослые люди… просто потому, что она тоже уже человек… хоть и маленький.
А что скажут в школе ребенку на его «не хочу»? В 99 случаях их 100 ему скажут — НАДО!
Но толку от этого не будет… потому что выучить что-то и запомнить надолго можно только по собственной воле… И если бы родители это понимали, то никогда не заятавляли бы детей силой учить уроки. Потому что это всего лишь потерянное время их жизни, и ничего более.
Так вот, мое желание найти школу, уважающую индивидуальность, было таким сильным, что я таки ее нашла! Причем, эта школа только набирала первый класс, только открывалась. На тот момент Соне было 5 лет… и она пошла в первый класс.
Дело в том, что школа эта организовалась потрясающей группой энтузиастов… и организовалась она буквально на голом месте… потому как денег на организацию у них не было, своего помещения у школы не было… и они арендовали класс в помешении обычной школы в СУББОТУ и ВОСКРЕСЕНЬЕ. Два дня в неделю для занятий наших детей.
Я рассудила, что два дня в неделю не будут сильной нагрузкой, и мы решили попробовать. Кроме того, Соня уже читала и считала на тот момент, так что вполне могла приступить к занятиям.
Самое главное, что до сих пор каждый поход в школу для нее — праздник! Мы два года проучились в режиме «два дня в неделю», и каждую неделю мой ребенок считал дни до субботы. Она не могла выдержать пятидневный перерыв. Несмотря но то, что мы учились два дня в неделю, дети легко справились со всей обязательной программой и были аттестованы без проблем. Более того, некоторые из наших одноклассников сдали экстерном за следующий класс… проходя за один год два класса.
И это все благодаря не какой-то уникальной программе обучения… Это все благодаря уникальному отношению учителей и директора к каждому ребенку! Каждый ребенок — это целый мир, удивительный и неповторимый. И каждый день в школе детям давали понять, что они все смогут, что у них все получится, что они просто замечательные!
На родительских собраниях учителя нам говорили: «Не смейте ругать детей! Если они чего то не знают, это не их вина, а наша и ваша недоработка!» Это было даже забавно слушать.
На протяжении этих двух лет к нам приходили детки, которые учились в обычных школах. И как мы принимали этих измучившихся родителей и говорили им: не волнуйтесь, самое страшное позади, теперь с вашим ребенком все будет в порядке.
Конечно, есть ряд минусов и неустроенностей, связанных с недостаточным финансированием этой школы. Они потихоньку решаются… вот в этом году у школы появилось свое помещение, и дети будут заниматься пять дней в неделю.
Можно сказать, что нам повезло… Но это не совсем так. Школа только начальная — 4 класса. Будет ли сертифицирована на этой базе средняя школа, никто сейчас не знает. И не исключено, что всем нам придется скать другие пути обучения детей.
Согласна, гораздо проще отдать ребенка в обычную школу и снять с себя ответственность, сказав: «Ну что ж я могу сделать? Все же должны ходить в школу!»
Но если судьба ребенка все-таки небезразлична, то можно и приложить какие-то усилия к тому, чтобы уйти от стандартов, калечащих наших детей.
Яна Лан