Школа — агрессивная среда

После очередной четверки уже в третьем классе, когда при шести пятерках была только одна четверка в начале четверти, и всю четверть он старался, но опять вывели 4, мы плакали с сыном вместе, и я сказала:»Отступись. Учись для себя.» А теперь жалею. Не смогла тогда объяснить позицию учительницы. А ведь учителя ставят оценки не за знания, а за старание ученика получить знание, это я сейчас так понимаю, и это надо было объяснить тогда сыну, ему все слишком легко давалось по мнению учителя.

И сейчас проблем у нас не уменьшилось. Он уже закончил 8 классов. Вылетел из маткласса, хотя всегда был в школе лучшим по математике среди своей параллели и любит этот предмет. Он съехал в учебе, возможно это переходный возраст, но я думаю, что ему нужна помощь. Учеба всегда была «на его совести». Я не очень сильно ругала за плохие оценки, возможно стыдила, но так как он мальчишка смышленый и ответственный, он сам все понимал.  Я всегда ему объясняла почти вашими же словами, но война с несправедливостью учителей взяла верх, к сожалению, в ущерб учебе. Как быть? Что делать?

Они называют маткласс «элитой школы», и таким как мой сын там не место. В прошлом году написал свою сказку по Салтыкову-Щедрину с главным героем — учителем «аглицкого» языка, который ненавидел учеников, и попросил бога закрыть школу, но оставшись без работы, ничего не умея, попросил все вернуть на место. За это сочинение он получил «кол», и оно легло в стол к директрисе на вечное хранение, я видела только его черновик. Потом учительница английского отомстила ему на переводном экзамене, заставив рассказывать все десять текстов, а он знал их наизусть, и она была вынуждена поставить «отлично» под общие апплодисменты. Он не проходил общего тестирования в маткласс, а потом сам пошел и попросил директора, разрешить ему там учиться. Так его весь год все учителя «тыкали» этим. Все это, конечно, сказалось на учебе, и какие теперь найти слова, не знаю. Надеюсь, что у нас есть еще запас во времени все исправить.

Мы ходили в прошлом году к психологу, она очень удивилась такому поведению, так как он относится к эмотивному типу, а окружающую среду воспринимает слишком агрессивной. Только дома ему спокойно.

Я знаю, что во всей этой ситуации есть и моя вина, я всегда почти была на его стороне, тоже позволяя себе говорить плохо о плохих учителях. А теперь почти в тупике. Помогите, пожалуйста. Спасибо, Наталья, Йошкар-Ола.�

Ответ

Беда не в том, что ребенку было позволено плохо говорить об учителях… Давайте постараемся посмотреть на ситуацию немного под другим углом.

Наталья, вы пишете, что учителя ставят оценки не за знание, а за старание, и считаете себя виноватой в том, что не смогли донести позицию учительницы…

А давайте попробуем подумать о том, что абсолютно у каждой учительницы есть свои критерии оценивания детей. И часто они базириуются на собственном ограниченном восприятии мира… на стереотипах ее воспитания и моральных норм… А также на ее личном отношении к ученику.

И если смотреть глубже, то какое вообще право есть у одного человека оценивать другого? Такого права вообще-то нет ни у кого :) Но в школе оно узаконено и гнетет детей в течении многих лет…

Некоторые дети приспосабливаются или не обращают внимания на этот гнет. А некоторым становится так плохо, что они начинают бунтовать. Но поскольку дети в школе изначально бесправны, то эти совершенно жалкие попытки приводят к еще большему разочарованию и усталости. К апатии и нежеланию изучать вообще что бы то ни было…

Школьный гнет основан на страхе, что при выпуске выдадут плохой аттестат, с которым никуда не сунешься… Поэтому те дети, которым аттестат с хорошими оценками не нужен,  чувствуют себя в школьной тюрьме гораздо лучше, чем те, которые боятся плохих оценок.

Тем более, что к собственному страху за оценки у таких детей добавляется еще страх родителей, который, даже не высказанный (!) ребенок чувствует подсознательно. И этот страх гнетет его в придачу к школьным притеснениям.

Наталья, даже если вы его не ругаете за снижение интереса к учебе — все равно в семье есть установка на то, что надо учиться хорошо. Так ведь? И вы хотите исправить положение в оставшееся время… чтобы что? Наладить учебу?

Может лучше не ставить учебу во главу угла, а обратить внимание на душевное состояние ребенка, на его желания и потребности…

Вспомнить свою учебу в школе, своих одноклассников… Подумать о том, есть ли вообще зависимость между хорошими оценками в школе и счастливым человеком, который состоялся как человек?

Но в этом случае придется пойти против огромной системы под названием школа и общественные стереотипы… Ребенку это не под силу одному, ему понадобится ваша помощь… Но для этого вы сами должны понимать, что вы делаете и для чего?

Что важнее — потеря в учебе сейчас или хорошо наученный, привыкший подчиняться исполнитель, который уже не имеет свободы воли и будет всю оставшуюся жизнь реализовывать чужие программы? К примеру, родительский сценарий, школьный сценарий,  институт, работа, пенсия….

Везде будет зависимость!!! Ни шагу самостоятельного!

Я понимаю, что рассуждая таким образом, нельзя найти ответ на вопрос: как побороть учителей отдельно взятой школы. Но я и не предлагаю искать ответ на этот вопрос.

Я предлагаю задуматься о том, для чего ваш ребенок вообще появился на этот свет? Для того, чтобы отдать его на оценку другим людям? Часто ограниченным и недалеким? Или для того, чтобы жить, радоваться, раскрыть свой потенциал и быть счастливым?�

Последний вариант мне нравится гораздо больше…

И если ставить перед собой, как родителем, именно такую задачу, тогда и вопросы будут решаться в другой плоскости. Тогда вы сможете найти другие школы, и других учителей, и другие — совершенно нестандартные возможности для получения образования и жизненного опыта для вашего ребенка.

Яна Лан



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.