Практически все туристы — европейцы: жители Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Франции, что также влияет на общий «культурный климат» в стране. Довольно спокойный, умиротворяющий отдых. Что интересно, Кабо Верде препятствует въезду в страну жителей африканского континента, это сделано для создания более тесных отношений с Европой, в частности, чтобы не быть каналом миграции африканцев в ЕС.
Для европейцев же созданы все условия для простоты посещения островов, в частности получения визы. Так, визу можно получить в посольствах Кабо Верде (в ЕС они есть) или Анголы, с которой у Кабо Верде дружеские отношения, чем в основном занимаются турагенства. В Украине посольства Кабо Верде нет, а ближайшее место, где можно получить визу — посольство Анголы в Москве. Одно из киевских турагенств предложило помочь с визой за 2000 грн. Однако, моему мужу показалось странным, что получить визу в страну, которая столь активно развивает туристическую отрасль, настолько сложно.
Связавшись с одним из посольств Кабо Верде по электронной почте, он узнал, что визу можно купить прямо в аэропорту по прилету за 25 евро. Так мы и сделали. Все до удивления просто — нужно заполнить небольшую анкету, заплатить деньги — и штамп уже в паспорте (как в Египте).
В стране свободно обращается евро, наравне с местной валютой ескудо. Кстати, курс ескудо привязан к евро и уже много лет стабилен (110 ескудо за 1 евро). Американских долларов в обращении нет, в отличии от континентальной Африки, поэтому брать их с собой не имеет смысла.
В последнее время европейцы начали активно инвестировать в страну — строятся курортные комплексы (класс 4-5 звезд), рассчитанные на большое количество туристов. Кабо Верде планирует и дальше развивать туристическую отрасль и инфраструктуру. То небольшое количество существующих отелей (которые еще не заполнены на 100%) — лишь начало. В этом есть свое преимущество. В одной из гостиниц, где мы жили, на острове Сао Висенте из почти 100 номеров было занято лишь 3. Комната с видом на океан, шум волн, пустынный пляж, свежий воздух, тишина и прекрасное обслуживание — это рай!
На сегодняшний день на островах не так много асфальтированных дорог, в основном это дороги между отелями, аэропортом и административным центром. В административных центрах — брусчатка, между населенными пунктами — грунтовые дороги или бездорожье. Но в этом есть своя романтика. Желая покататься по острову Боа Вишта, мы решили арендовать автомобиль и были удивлены, когда нам предложили полноприводный джип и сказали, что других автомобилей здесь нет. Вскоре мы поняли почему. Добираться до севшего на мель в середине ХХ-го столетия испанского судна Санта-Мария нам пришлось по песчаным дюнам.
Три местных аэропорта получили статус международных относительно недавно и принимают международные авиарейсы (в среднем по 4 самолета в день, все из Западной Европы). К слову, острова связаны между собой авиасообщением, которое выполняют местные авиалинии.
О стремительном развитии Кабо Верде в качестве туристической страны говорит и большое количество прямой и непрямой рекламы, завлекающей туристов на острова, хотя в Украине она пока незаметна. Так, статьи в интернете дают наилучшие отклики, в том числе к преимуществам относят «отсутствие негативных последствий туриндустрии». Это правда, но лишь отчасти.
На некоторых островах, например, на Боа Виште и Сао Висенте, туриндустрия только начинает свое развитие, там официанты и служащие отелей еще не избалованы чаевыми, они доброжелательны, у них есть искреннее желание показать себя с наилучшей стороны. По пляжам не ходят продавцы с безделушками и не пристают к отдыхающим. В обустроенных магазинах продавцы ничего не навязывают и не обсчитывают.
С первыми негативными последствиями туриндустрии мы столкнулись в г. Миндело, который признан культурной столицей Кабо Верде — это больно настойчивые продавцы украшений на местном небольшом рынке, судя по одеянию из континетнальной Африки. Но наибольший дискомфорт мы испытали в наиболее развитом в плане туризма городке Санта-Мария на острове Сал. По интенсивности приставания с сувенирами, заманиванию в магазины и кафе, попыткам выгодно сыграть на курсе ескудо/евро, навязать дополнительный товар это сопоставимо … наверное, с Индией. Вряд ли такое возможно в Европе.
Говоря о «европейскости» Кабо Верде, нужно не забыть и об «африканскости». Так, в стране живут такие этнические группы: креолы (мулаты) — 71%, африканцы — 28%, европейцы — 1%. Кабовердианцы ценят свое африканское прошлое. Например, большинство сувениров носят африканский характер, хотя предпочтения европейцев в них учтены.
Кабо Верде и ЕС
О вступлении в Евросоюз власти Кабо Верде заговорили еще в 2005 году, аргументируя свое стремление не только культурной и экономической близостью к странам ЕС. Понимая свою территориальную отдаленность от Европы, в качестве аргумента приводится пример острова Кипр, который географически находится в Азии, но является частью Евросоюза. Архипелаг Кабо Верде также является частью Североатлантического субрегиона Макаронезия, к которому принадлежат еще Канарские острова (относятся к территории Испании), Мадейра и Азорские острова (относятся к территории Португалии). Перечисленные острова Макаронезии уже являются частью Евросоюза.
На пути в ЕС Кабо Верде уже поддержали власти Португалии и Испании. Кабовердианцы пока не получили согласия на членство, но и не получили однозначного отказа, как, например, Марокко. Некоторые эксперты в качестве причины молчания еврочиновников называют членство Кабо Верде в ECOWAS (Экономического сообщества государств Западной Африки), которая в некотором смысле является африканской альтернативой Евросоюза. Но Кабо Верде потихоньку дистанцируется от африканских организаций и продолжает сближаться с ЕС.
Антонина Спиридончева ХайВей