Здравствуйте.
Нашей дочери 2,4 года. Она очень смышленый ребенок, опережает во многом своих сверстников, очень активна, и так было с рождения. Была родовая травма — подвывих шейного позвонка, внутричерепное давление, ходили в специальном корсете и через пол года все стало в норме. На умственное и физическое развитие это никак не повлияло.
Но с годика стала очень раздражительная, сумасшедшие истерики целыми днями до подергиваний, невозможно успокоить, накричала себе пупочную грыжу. Стали ходить по врачам, но все говорили, что мы ее просто избаловали, хотя это не так — ребенок знает определенные правила поведения, строгость, и достаточно послушна, но очень вспыльчива. Обстановка дома у нас спокойная, все ее очень любят.
Наконец недавно мы нашли хорошего невролога, сделали ряд обследований, которые показали что из-за родовой травмы определенный участок мозга не получает достаточного питания, процесс возбуждения чрезмерно активный при практически отсутствующем процессе торможения. Эта проблема поддается лечению, но может возвращаться при стрессе.
Там же нас направили к психологу на консультацию. Дело в том, что мы собирались отдавать дочь в садик с осени, теперь уже не знаем. Волнующие нас вопросы: стоит ли отдавать ее в садик, ведь это стресс для любого ребенка, с другой стороны, мы считаем, что общение со сверстниками — это полезно. Нужно ли ставить в известность воспитателей и учителей о нашей проблеме? Как вообще к ней относиться, стоит ли акцентировать на этом внимание, оберегая ее от всего?
На это психолог нам ответила приблизительно следующее: У Вас ребенок не такой как все, и к ней нельзя относиться как к обычному ребенку, нужно ее стараться от всего уберегать, искать няню, потом частные школы и всех предупреждать, чтобы с ней были помягче.
Нас это повергло в шок! Мы не знаем, что думать, Но она по развитию ничем не отличается от других детей, просто более впечатлительна!! Не хотим быть слишком мягкими из-за ее здоровья, так же можно избаловать!
Забыла самое главное. Мы с мужем всегда хотели второго ребенка с небольшой разницей в возрасте. Сейчас муж упрашивает и считает, что для дочки так тоже будет лучше, легче воспринять, чем в 5-8 лет появление братика. Я в замешательстве, а психолог на это сказала, что нам вообще лучше не думать о втором…
Извините, что так много написала, хотела, чтобы была ясна вся картина.
Заранее спасибо.
Анастасия
Ответ
Здравствуйте, Анастасия!
Спасибо за Ваше письмо, за такое тщательное исследование материала и доступное его изложение.
Нарушение уравновешивания между системами возбуждения и торможения встречается в рамках разных процессов. Возможно, невролог поставил диагноз уже или сказал, что ребенку нужно находиться под наблюдением врача какое-то время, чтобы он мог видеть, как развивается процесс?
Что так напугало психолога, к которому ходили на консультацию? Наверное, то, что невролог написал в карте. Я могу только фантазировать, почему психолог дала такие рекомендации. Обычно, в таких случаях, как у Вашей дочери, желательно пройти нейропсихологическое обследование у нейропсихолога, и этот же специалист, в зависимости от результатов обследования и, учитывая диагноз, предложит коррекционную программу.
Отдавать или нет девочку в детский сад, решаете только Вы и отец девочки. Безусловно, спокойнее, когда ребенок всегда «на глазах», но гораздо важнее дать ребенку шанс стать в будущем полноценным человеком, не нуждающемся в постоянной опеке близких.
Думаю, не следует использовать состояние девочки как повод избегать каких-либо неприятных, или просто нежелательных для Вас или ребенка действий. Я не знаю, нужно ли ставить персонал сада в известность проблемы, так как пока не понятно, а какая же проблема. Могу только задать Вам вопрос: Хотите ли Вы, чтобы девочка находилась в исключительном положении по сравнению с остальными детьми в саду и в школе или же согласны на то, чтобы она была как все дети?
Ведь, как я поняла из письма, врач ничего такого страшного не сказал. Он отметил, что что-то может происходить с ребенком, если она будет испытывать сильные чувства. А рассказал ли он Вам об этом, что может происходить? Мама и папа многое могут сделать, чтобы помочь ребенку справляться с неприятными и приятными для него чувствами. Вы можете объяснять происходящее, учить, как надо поступать в тех или иных ситуациях.
Воспитатели могут наблюдать за девочкой и говорить в конце дня об ее состоянии. Для абсолютного большинства таких детей нет никаких причин ограничивать занятия музыкой, иностранными языками или другими видами творчества. Более того, реакция судорожная (если об этом идет речь) как раз и возникают чаще всего у детей в период пассивного, расслабленного или сонливого состояния. Иными словами, чем более интенсивно работает мозг, тем меньше вероятность проявления специфической активности.
По поводу Вашего желания иметь второго ребенка: никто не может запретить или разрешить Вам его иметь, только Вы и Ваш супруг принимаете решение! Возможно, Вы не пишите о каких-то противопоказаниях, связанных с вашим здоровьем? Это единственное можно было бы рассматривать как аргумент, но, как я поняла, со здоровьем все хорошо и у вас, и у супруга.
Действительно, я согласна с Вашим супругом, 6-7 лет — это период кризиса в жизни детей, и поэтому первый ребенок может тяжело привыкать к появлению в семье еще одного ребенка. Но если Вы и супруг готовы, то почему бы и нет?!
Желаю Вам удачи, Сизикова И.В.