WEBcommunity

Кто сравнил любовь с убийцей? Михаил Булгаков (К дню рождения Мастера)

В весеннюю пору, 3 мая 1891 года, в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, родился будущий писатель и драматург, Михаил Булгаков — тот, кому невероятно повезло в любви, и кто воспел и навсегда увековечил и любимую женщину, и свою любовь к ней... «Мастер и Маргарита, век наступил иной»... Да, век наступил иной, а люди и их чувства остались те же...

Весна. Пора любви…

В весеннюю пору, 3 мая 1891 года, в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, родился будущий писатель и драматург, Михаил Булгаков — тот, кому невероятно повезло в любви, и кто воспел и навсегда увековечил и любимую женщину, и свою любовь к ней…

«Мастер и Маргарита, век наступил иной»… Да, век наступил иной, а люди и их чувства остались те же, и всё так же бьют без промаха стрелы Амура, и всё так же выскакивает, словно из-под земли, «любовь-убийца».

Однажды вдруг, в одночасье заболели ЛЮБОВЬЮ двое. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» — писал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

«Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь», — вспоминала Елена Сергеевна Шиловская-Булгакова (1893–1970). Встретились двое. Заглянули в глаза друг другу… И остановился мир. И всё нарушилось, поломалось в их жизни. А ведь был, казалось бы, идеальный и счастливый, на тот момент, брак — у одной; семья и налаженный быт — у другого…

Что заставило их изменить свои судьбы и судьбы близких людей?! Как решились на такой шаг?! И ведь — не дети; оба уже, как говорится, «не первый раз замужем»… Может, пора было бы и остановиться? Но всё дело в том, что такое загадочное чувство, как любовь, рациональному объяснению не подлежит.

Михаил был женат во второй раз. Первая его супруга почти не разбиралась в литературе, но была фанатично предана «Мише», жертвуя для него всем — временем, здоровьем и фамильными драгоценностями, которые приходилось то и дело закладывать, чтобы семья хоть как-то сводила концы с концами.

Вторая жена была более разносторонней и образованной, но интересам мужа предпочитала всё-таки конный спорт и светские вечеринки.

Елена Сергеевна была творческим, деятельным человеком и её не устраивала роль — всего лишь домохозяйки

…Прекрасная Елена — будущая Маргарита, тоже была замужем во второй раз. Муж её — Евгений Александрович Шиловский (1889–1952) — один из видных военных специалистов того времени, был очень известным человеком. Бывший офицер белой гвардии и дворянин, он сделал головокружительную карьеру, перейдя в первые годы революции на сторону Красной армии.

Это был достойный во всех отношениях человек — красавец, блестящий военачальник, доктор наук, профессор; у него был прекрасный дом и достаток. И украшением этого дома, несомненно, была Елена. Шиловский боготворил свою жену, ведь недаром же он отбил её в своё время у подчиненного — своего адъютанта.

Остаётся только догадываться, в результате каких перипетий, событий и страстей добился командующий своей возлюбленной. Известно лишь то, что в декабре 1918 года состоялось венчание Елены и Юрия Неелова (сына известного артиста Мамонта Дальского) — личного адъютанта Шиловского, командующего на тот момент 16-й армией красных. А в конце 1920 года она уже была замужем за Шиловским… В 1921 году у них родился сын Евгений, а в 1926 — Сергей.

То, что Елена Сергеевна стала прообразом булгаковской Маргариты, знают сегодня все: «…Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену…» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Очаровательная внешне, гостеприимная хлебосольная хозяйка, образованная и начитанная женщина — теперь у нее было всё: семья, которой можно было только гордиться, интересные друзья, выходы в свет… В деньгах она не нуждалась, быт ее был устроен. Но!

Он мне сказал: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках"...

«Ты знаешь, я страшно люблю Женю большого, он удивительный человек, таких нет, малыш самое дорогое существо на свете, — мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день, малыш с няней все время на воздухе, и я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами», — писала она своей сестре. «Чего же не хватало этой ведьме?»

«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.»

«…Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны». («Мастер и Маргарита».) К моменту их встречи великий роман уже был начат, но ни Маргариты, ни Мастера там еще не было и в помине. А название романа, повествующего о визите дьявола в Москву, звучало как «Консультант с копытом»… Любовная же линия наметилась в романе гораздо позже, став затем главной.

Они познакомились на масленицу, у общих знакомых, куда оба вначале не хотели идти. Елена Сергеевна заинтересовалась и отправилась в гости только тогда, когда узнала, что там «будет знаменитый Булгаков». Шиловский был в командировке, и она явилась туда одна. «Сидели мы рядом… у меня развязались какие-то завязочки на рукаве… я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь».

Знакомство с Булгаковым внесло в жизнь Елены Сергеевны атмосферу радостной игры, веселья и вдохновения

А он, в свою очередь — ослепил, закружил и очаровал положительную генеральскую жену и примерную мать своей весёлостью, блистательными светскими манерами и искромётным темпераментом. Тридцатипятилетняя советская гранд-дама была наповал сражена разошедшимся, почувствовавшим благодарного слушателя писателем. А тот, по воспоминаниям очевидцев, выдавал нечто такое, от чего все просто стонали: пел, танцевал, играл на рояле, то и дело выскакивая из-за стола… — короче, был в ударе!

И Маргарита не отрываясь, смотрела в ярко-голубые глаза Мастера, которые «сверкали, как бриллианты». Она уже почувствовала, что перед ней именно тот, кого так долго и почти безнадежно ждала её душа. Вот и столкнула их вездесущая судьба, и они поняли, «что созданы друг для друга навек».

Но испытания только начинались: безумно трудно потом было ей пойти на разрыв с мужем, тем более, что она сознавала, насколько положительным и достойным человеком он был. … И всё же она решилась на этот шаг, потому что без Булгакова для неё уже «не было ни смысла жизни, ни оправдания ее»… Не помогли и попытки справиться с нахлынувшим чувством длительной разлукой, от которой любовь двоих только разгорелась сильнее.

После полутора лет разлуки они встретились. «Когда я первый раз вышла на улицу, вспоминает Елена Сергеевна — то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что».

Он признавался ей: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно»

Больше они уже не расставались, и Маргарита ни на миг не пожалела, что ушла от сытой и обеспеченной жизни к нищему Мастеру, до самого конца считая себя самой счастливой женщиной на свете.

Позже, в наступившие тяжёлые времена, когда Мастер стал «опальным» писателем, а здоровье его значительно пошатнулось, Маргарита стала его утешением и опорой. Он признавался ей: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

13 февраля 1940 года Булгаков ещё работал над романом, а 10 марта его не стало, но он умер так, как и хотел — на руках воспетой им, любимой женщины. Женщины, благодаря встрече с которой роман о дьяволе стал романом о любви.

Марина Дудина-Гришко