Отношения с подчиненными

Я работаю мастером в отделочном управлении (строитель), и в принципе, моя работа, заключается в том, что я должен говорить людям о браке в их работе и о том, что они вообще плохо работают, но при этом я должен (по крайней мере я хочу) быть им скорее другом, чем диктатором, ведь в большинстве они более опытны и лучше меня знают что и как делается. Но проработав несколько месяцев я понимаю, что слишком мягок, я вижу мелкие недостатки, понимаю, что они мелкие и не придираюсь, хотя как хороший начальник должен был бы для профилактики сказать, но почему-то стесняюсь что ли. К тому же, они работают медленно, а я не могу их заставить быстрее. Отсюда возникают проблемы с зарплатой. В сущности они сами виноваты, но для меня главная причина то, что я плохой начальник.

Мой одногрупник тоже устроился мастером в ЖЭС, он сразу показал субординацию, заставив рабочих называть себя по имени и отчеству, хотя они его называли либо по имени, либо даже сынок. Я считал это глупостью и позерством (сам я представлялся сразу по имени и просил чтоб меня называли по имени, т.к. предполагал что-то подобное). Но теперь для рабочих он начальник, а я …, в общем прогадал я в стратегии общения.  Хотя с рабочими я в очень хороших отношениях. И наверное, если рассуждать дальше, я не могу ими командовать (руководить), потому что боюсь потерять эти отношения. Я не хочу быть тупым начальником, который приезжает, дает невыполнимые или бессмысленные задачи и уезжает, которого боятся и презирают. Но к вам у меня возникает вопрос: Что делать-то теперь? Дима.

Ответ

Здравствуйте, Дима!

Первая мысль, которая у меня возникла во время чтения Вашего письма, это что Вашим рабочим очень повезло с Вами, и что начальник Вы очень хороший.

Есть человеческие качества (качества характера), а есть профессиональные. Убеждена в том, что, в большинстве случаев, профессиональные качества приобрести проще и быстрее, нежели человеческие. Профессиональным навыкам и умениям учатся пару-тройку, ну пять лет в учебном заведении. Некоторые можно приобрести быстрее — пройти курсы, семинары, либо самому, с помощью чтения литературы по интересующей теме, что-либо осознать и начать воплощать, то есть, при благоприятном раскладе это месяцы, а то и недели . А вот черты характера формируются гораздо более длительное время, и изменить их гораздо сложнее, проще работу сменить.

В Вашем письме я увидела человеческую заинтересованность в людях, с которыми Вы работаете. Это, на мой взгляд, очень важная черта для начальника. А что касается стратегий поведения, то уверена, что это вопрос времени и опыта.. Поскольку стремление есть, то, несомненно, у Вас это получится.

Итак, на что я бы хотела обратить Ваше внимание.

Дима, Вы говорите, что рабочие лучше Вас знают, что и как. Однако, Вы их начальник, значит чего-то у Вас больше, возможно, образования, потенциала, умения общаться. Не смотря на свой опыт и знания, они являются Вашими подчиненными, помните об этом и учитывайте это при общении.

У каждого сотрудника в организации свое место, своя роль и свои обязанности.  И, как я понимаю, одна из Ваших задач, это следить за тем, как рабочие выполняют свою работу.

Вы можете у них чему-то научиться, поскольку говорите, что они знают больше. В тот же момент, Вы выступаете для них в роли учителя, поскольку Ваша позиция по карьерной лестнице выше.

Как ведет себя хороший учитель, когда его любимый ученик не выучил урок? Он ставит ему «5»? Ничего подобного! Он говорит: «Васечка, я тебя люблю, ты замечателный ученик и я знаю, что ты можешь очень хорошо учиться, но сегодня ты не выучил урок, поэтому мне придется поставить тебе «2». Я очень расстроен, Васечка, мне очень неприятно это делать. Давай ты будешь учить уроки и все будут довольны. Так что я тебя люблю, но сегодня ставлю тебе «2», неси дневник». Очень мягко, не так ли, Дима?  И, одновременно, очень честно и согласно должностным обязанностям.

Можно быть очень мягким по отношению к рабочим, но в то же время выполнять поставленные перед Вами задачи. Если в Ваши обязанности входит говорить людям о браке, то делать это необходимо, вопрос в том, какую форму для этого сообщения избрать. Мне показалось, что ПОКА Вы видите единственный вариант как это можно делать, который неизбежно ведет к потере хороших отношений. Поэтому предлагаю Вам подумать и поработать в этом направлении.

Вот несколько общих советов:

1. По правилам хорошего тона, любую работу, которую приходится оценивать, вначале лучше похвалить, наверняка есть за что. Поэтому, вначале обязательно надо сказать: «Ай да люли-люли, молодцы!», конкретно указав на то, что сделано хорошо, «похлопать в ладоши», после чего указать на недостатки, даже непринципиальные.
В этом случае подчиненные будут знать, что Вы можете объективно оценивать работу. Поскольку, если Вы не говорите о том, что сделано не так, можно предположить, что Вы этого не видите, а это не стимулирует людей работать лучше. Встречаются люди, которые склонны сделать меньше и не очень стараться тогда, когда есть возможность (будем надеяться, что это не относится к тем, с кем Вы работаете). Отсутствие критических замечаний эту возможность дает. При этом Вы говорите, что зарплата зависит от скорости работы, таким образом, зарплата рабочих, в том числе, зависит от того, как Вы выполняете свою работу, поскольку в Ваших полномочиях повлиять на скорость и качество их работы.

2. Форму замечания Вы можете выбрать соответственно ситуации и человеку, которому замечание делается, может что-то типа: «Петрович, ну я знаю, что ты ас в этом деле, только это что за ляп? Конечно, это не критично (если это не критично) и сегодня переделывать не надо, ну а в следующий раз, надеюсь, ты этого не допустишь», или «мне очень неприятно делать замечания и хотелось бы их не делать, но «вот это вот» не позволяет».

3. Ну и, думаю Вы знаете, золотое правило хорошего руководителя — хвалить при всех, а критиковать только наедине.

Предполагаю, что следование этим несложным правилам сделает Ваше общение с рабочими более эффективным, поскольку позволит выполнять возложенные на Вас функции и, одновременно, не противоречит Вашему стремлению иметь хорошие отношения с рабочими.

Что касается «быть другом», то представьте, Дима, что Ваш друг пошел на свидание, а у него на кепке птичка отметилась, и друг этого не видит, скажете ли Вы ему об этом или Вам будет неудобно? Пример не совсем идентичный, поскольку сами рабочие могут знать недостатки своей работы, но тем не менее, на мой взгляд, честность, это одна из главных составляющих дружбы.

Обращение по имени-отчеству, опять-таки мое мнение, но я считаю, не принципиально. Пусть обращаются так, как Вам нравится, когда почувствуете себя Дмитрием чеевичем, то переделаете форму обращения, это никогда не поздно. Предполагаю, что у Вашего друга разница с Вами не только в обращении, у каждого своя стратегия поведения. Желаю Вам выработать свою, чтобы она была эффективной и комфортной и для Вас, и для Ваших сотрудников, и для Вашей организации.

Также, желаю Вам научиться разделять дружеские и рабочие отношения с людьми. Это возможно и на работе это делать просто  необходимо.

Желаю Вам успехов!

Наталия Вавилина



комментария 3

  1. Начальник не может быть хорошим и добрым. Начальник это начальник :)

    Они ваши подчиненные, вы должны заставлять их что-то делать. Ругать их.

    Какая дружба, вы о чем?

  2. Есть разные стили руководства, Дима, не тушуйтесь и не сравнивайте с другом, ещё неизвестен конечный результат. Доверяйте себе и учитесь новому.

  3. Цитата из первого комментария:

    Начальник не может быть хорошим и добрым. Начальник это начальник :).

    As, хочу уточнить — получается, что начальник это обязательно плохой и злой?

    На мой вкус, дружба вполне возможна и даже хорошо, когда она есть, только надо уметь разделять деловые и дружеские взаимоотношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.