Представьте стакан, в который капает вода, по капле, равномерно, не торопясь. Кап. Кап. Кап… Стакан постепенно наполняется. Вот он становится почти полным, а теперь давайте подвинемся ближе и будем наблюдать — что будет дальше. Кап. Кап. Кап. Уровень воды сравнялся с краем. Вода продолжает капать, и образуется такая как бы «горочка», которая растет. Кап. Кап. Кап. Получается стакан воды «с верхом», видите? А теперь осторожно капаем еще каплю. Кап. Что произошло??? Бульк!
Она была уже лишняя и не вместилась. Но что произошло? Мы капнули одну каплю, а вылилась далеко не одна – выплеснулось определенное количество воды, по объему значительно больше, чем последняя капля…
Можно опять капать, пока опять наберется воды «с верхом», до последней капли, которая будет критичной и спровоцирует такой выплеск. И так можно экспериментировать до бесконечности. Так оно и будет : набирается полный стакан, последняя капля, выплеск, освобождающий пространство, и т.д…
К сожалению, мы так и эскпериментируем. Только не с водой.
Наверняка вы догадались, к чему это. К теме о накапливаемых негативных эмоциях. Да и без этого напоминания каждый узнал знакомый процесс, описанный во фразах «моему терпению есть предел», «я терпел, сколько мог», «это было последней каплей». Все знают эту «последнюю каплю» — она по размеру может быть даже меньше, чем предыдущие, но провоцирует выплеск накопленных за какое-то время эмоций.
Почему же так происходит? Зачем ждать «последней капли»?
К сожалению, в нашем обществе сложилось так, что проявлять положительные эмоции позволительно, а отрицательные лучше не демонстрировать, как-то это было «неприлично, некрасиво». Тут же можно посетовать на воспитание, устои, школу и на «перекосы», которые пошли потом. Ну давайте лучше поговорим об эмоциях.
Происходит ситуация и возникает эмоция, если это радость, то можно похлопать в ладоши и покричать «Ура!», а если это разочарование?
Как у вас обстоят дела, уважаемые читатели, с проявлением эмоций? Если вы их все проявляете и проживаете, то поделитесь, как вы этому научились? Или так в вашей жизни было всегда?
А что происходит с эмоциями, если их не проявлять? Куда они деваются, если вдруг возникли? Оказывается – никуда. Копятся как капельки в стакане, пока есть свободное пространство, а потом на очередной раздражитель выплескиваются, и, как нам уже известно, выплескивается не одна капля…
Еще этот процесс можно сравнить с чайником, который стоит на плите и закипает. Крышка на нем начинает прыгать, если чайник с плиты не убрать, и пару не давать выходить, он взорвется. Согласитесь, уважаемые читатели, что все это прописные истины. Вряд ли я сказала что-то новое, чего вы раньше не знали. И тем не менее, как показывает практика, знать — не значит следовать.
Возникает вопрос: почему мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, а потом позволяем им управлять нашим поведением?…
Как говорится, «когда верстался номер…», видимо не случайно мне попалась книга К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать». Цель данной книги — научить детей строить взаимоотношения с окружающими. Много эмоций у меня сменилось, пока я ее листала: и радость, и восхищение, и удивление, что все так просто, и некоторая грусть, что раньше таких методик не было. Одно из правил гласит, что допустимо проявлять любую эмоцию, но не любое поведение допустимо. В книге приведено множество игр, которые учат детей осознавать и проживать возникающие эмоции, при этом вести себя уважительно по отношению к другим людям. Мне очень понравились идеи.
Как пример к сегодняшней тематике, приведу игру, которая называется «Камушек с ботинке». Вначале взрослый напоминает о том, что происходит, когда в ботинок попадает камушек – вначале он незаметен и можно даже не обратить на него внимание, через некоторое время становится больно, и этот камушек уже напоминает обломок скалы, в итоге, когда его вытряхнуть, то на ноге уже может быть ранка и маленькая проблема становится большой. В связи с чем, детям предлагается, как только возникает какая-то проблема сразу говорить: «У меня камушек в ботинке», чтобы окружающие знали, что их беспокоит, и все вместе могли это обсудить.
«… Когда мы сердимся, бываем озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые…»
Сколько этих камушков накопилось у каждого из нас, уважаемые читатели? Или уже обломков скалы из обид, злости, ненависти, ревности, отчаяния? Ведь действительно, с их помощью увлекательное и интересное путешествие по жизни можно превратить в путь на костылях.
Интересно ваше мнение по этому поводу и ваш опыт. Как у вас обстоят дела с камушками в ботинках? Есть ли они или вы научились их сразу вытряхивать? Какой они породы? Есть ли желание от них освободиться?
Наталия Вавилина