Накапливаемая агрессия

Существуют разные определения агрессии, я остановлюсь на том, что агрессия – это реакция на нежелательный ход событий, на препятствия в предполагаемой деятельности, то есть это реакция на что-то, что не входило в наши планы или представления о том, как это должно быть. Соответственно, чем чаще наши представления не совпадают с действительностью, тем чаще такая реакция возникает. Когда реакция возникла, то дальше может быть два варианта: либо ее проявление, либо подавление. При проявлении мы ее проживаем и выпускаем, при подавлении, как уже говорилось, она живет в нас и не просто мирно спит, а влияет на наше поведение.

Зачастую, мы к своим 15, 30, 55 годам настолько привыкли ее подавлять, что порой даже не замечаем как это происходит, как мы ее накапливаем, а потом, не в силах удержать, выплескиваем и получается, что не мы управляем своей агрессией, а она нами.

Хочется заметить, что при «разборе полетов» агрессирующая сторона, предъявляя свой расклад, обычно убедительно показывает, что агрессия действительно в данном случае могла возникнуть и была вполне уместна. Поэтому хочу разделить два таких понятия как уместность и адекватность. Действительно, агрессия часто уместна, но насколько она адекватна? Для наглядности приведу два примера.

1. В общественном транспорте один пассажир наступает другому на ногу, этот другой с размаху бьет первого по лицу. Агрессия уместна? Уместна. Агрессия адекватна? Думаю, мы с вами, как уже знающие люди, скажем: «Накопилось! (на работе проблемы, жена вечно недовольная, дети не слушаются, детство несчастливое, да мало ли чего). А тут еще по ногам ходят»…

2. Достаточно известный анекдот про солдат, которые что-то ремонтировали в детском саду, а потом дети стали неприлично высказываться. На вопрос начальства по поводу того, как они разговаривали, один из них сказал, что всего лишь сделал замечание своему напарнику в таком виде: «Рядовой Петров, а Вы не замечаете, что Вы капаете на голову своему товарищу расплавленным оловом?». Подобное замечание является агрессией? Является, поскольку содержит недовольство ситуацией и попытку ее изменить. Агрессия в данном случае уместна? Уместна. Подобное проявление ее адекватно? …

Из жизни мне вспоминается один товарищ, которого казалось вывести из себя, ну просто невозможно, на вопросы «Злишься ли ты хоть когда-нибудь на кого-нибудь, кричишь ли, раздражаешься?» он спокойно отвечал: «Нет». «Ну а на жену? Ты на нее ругаешься? Тоже нет? Ну хоть раз она выводила тебя из себя? Да? И что ты сделал?» Ответ, также спокойно: «С лестницы спустил»… Предполагаю, что агрессия была уместна, про адекватность здесь спрашивать не буду — ответ очевиден. Надеюсь, его жена, как любящая женщина, порадовалась наконец проявлению агрессии, поскольку ни к чему хорошему не приводят попытки ее подавления.

Итак, агрессия бывает уместная и неуместная, адекватная и неадекватная. И стоит заметить, что проявление агрессии — это не обязательно кулаки и крики. Это к вопросам, которые звучали в письмах моих читателей, о том что проявлять подобные эмоции на работе недопустимо, и что с этим делать? Нести домой?

Здесь уже традиционно у меня возникают вопросы к вам, уважаемые читатели. Как часто вы чувствуете агрессию? Замечаете ли,  на что конкретно она появляется?
Как вы ее проявляете? Или как не проявляете? Насколько вы с ней дружите? В смысле кто кем управляет? Вы ею или она вами? Устраивает ли вас эта дружба, или есть желание что-либо в ней изменить?

Бесспорно, что каждая ситуация уникальна и подобрать общий рецепт поведения невозможно. К примеру, в ситуации 1 имеет значение, с какой силой наступили на ногу, в какой обуви каждая из сторон, весовые категории каждого, ну и настроение на данный момент. Можно поинтересоваться «Удобно ли Вам стоять на моей ноге?», можно немедленно «исправить ситуацию», а можно молчать и терпеть. Только как-то это, на мой взгляд, перекликается с темой других статей о том, как по каким-либо причинам собственные желания отодвигаются на задний план, вместе с собственными мыслями, действиями и жизнью…

Кроме исполнения чужих сценариев и вспомогательных ролей, считаю вполне достойной цель – научиться проявлять разные эмоции, при этом уважительно относясь к окружающим.

На сегодняшний момент я на пути к такому отношению с собой и с окружающим миром. Встала я на этот путь не вчера и думаю приду к намеченным целям не завтра . Я с детства мечтала стать учителем. Не знаю, откуда у меня эта мечта была, но из ролевых игр мы с подружками в основном играли в школу и в магазин. Вспоминая об этом заметила, что трудовая деятельность у меня тоже большей частью связана с обучением и продажами. Закончив школу, после нескольких попыток и некоторых метаний закончила университет по специальности педагогика и психология дошкольная. Это была интересная учеба, поскольку, не смотря на «государственность» ВУЗа и рамки программы, весь образовательный процесс проходил в виде активных семинаров и тренингов. То есть вместо лекций и учебников мы добывали знание несколько другим способом. Это было ОЧЕНЬ тяжело, но вместе с тем интересно и действенно. В связи с чем, слова «образовательный процесс» в данном случае не хочется поставить в кавычки.

Ну это было давно. После этого, в силу необходимости знаний менеджмента и маркетинга, была еще учеба в Открытой Школе Бизнеса Британского Университета. Тоже интересная и полезная. То ли после опыта такого обучения, то ли от природы, есть у меня тяга к новым познаниям, осознаниям, изменениям и улучшениям. В связи с чем, на счету большое количество  обучающих процессов, в виде курсов, семинаров, тренингов, в которых я выступала в разных ролях: как участник, как тренер, как организатор. Скажу честно, все эти три роли мне очень нравятся. Как участнику, мне посчастливилось побывать на разного рода семинарах, из них самые «именитые» и оправдывающие свою известность — это Радислав Гандапас, Нелли Макаровна Власова, Триз-шанс, серия семинаров во время декадника ОППЛ. Самые полезные для меня не столь известны, но думаю, это вопрос времени. Было и немало с красивыми названиями, многообещающими программами и ведущими со множеством регалий, но по содержанию несколько разочаровывающих, в связи с чем я для себя определила главные критерии эффективности обучения — это личное желание и доверие к ведущему.

Тематика моих обучающих мероприятий – построение взаимоотношений, в основном с клиентами, но кроме того, построение взаимоотношений в принципе: с окружающими, с собой.

Наталия Вавилина 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.