WEBcommunity

Молчание — золото?

Неумолимая статистика свидетельствует – современные детки начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности. Срок речевого старта – момента, когда дитя начинает говорить безудержно, обсуждая все, что видит вокруг – сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. Среди причин указывают слишком большой объем информации, который приходится «переваривать» нынешним двух-трехлеткам – в их жизнь с рождения входит и телевизор, и компьютер, и фантастическое игрушечное изобилие, неблагоприятную экологию и неважное здоровье будущих мам.

Ни один вопрос детского развития не беспокоит родителей так сильно, как развитие речи – неговорящие дети слывут «запущенными», производят впечатление недостаточно развитых, хотя это совсем не соответствует действительности.

Жалобы на то, что ребенок не говорит или говорит меньше по сравнению со сверстниками, можно услышать от родителей детей разного возраста, особенно если ребенок – первенец. Народная молва твердит, что ребенок должен начать произносить первые слова в год, и если этого не происходит, родители начинают беспокоиться.

Ольга Станиславовна Жукова, специалист Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, автор множества книг о детском развитии: «Мнение, что ребенок должен начать говорить в год — устаревший и вредный миф. Первые слова могут появиться и в 9 месяцев, и в полтора года, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. В 2 года малыш должен уметь произносить хотя бы несколько простых слов, пусть даже по-своему, искаженно – мама, папа, баба, дай, а в 3 года – говорить простые фразы. Если этого не происходит, есть повод для серьезного беспокойства».

Чаще всего бывает, что малыш хорошо понимает то, что ему говорят взрослые (в 2 года может выполнить вашу просьбу «Принеси мне мишку», в 3 года – «Посади куклу на стул»), активно пользуется другими способами общения – мимикой, жестами, но связная фразовая речь запаздывает. Специалисты называют это темповой задержкой речи. Начав говорить, такие дети очень быстро нагоняют своих сверстников, заговоривших раньше. Обычно речевой взрыв происходит летом, во время поездки на море или на дачу, когда организм ребенка крепнет, а сам он получает много новых впечатлений.

Камешки на пути

Нередко бывает, что ребенок, заговорив, обнаруживает те или иные нарушения речи, которые сильно беспокоят родителей.

1. «Свой язык». Многие малыши первое время придумывают собственные сочетания звуков, означающих те или иные предметы. Однако есть дети, которые говорят исключительно на «своем языке», переставляя слоги или заменяя их другими в произносимых словах. И родителям, и окружающим приходится прикладывать много усилий, чтобы понять, что говорит ребенок. Малыш нередко капризничает, плачет, злится, столкнувшись с непониманием. В основе этих проблем лежит сложное речевое нарушение, требующее своевременного и пристального внимания специалистов.

2. Заикание. Родители часто жалуются, что ребенок, едва начав говорить, стал заикаться. В момент освоения речи нервная система ребенка испытывает огромные нагрузки, и если возникает дополнительный стресс – происходит речевой срыв, заикание. В первые несколько месяцев заикание существует само по себе, затем к нему добавляются реакции со стороны нервной системы малыша: в момент запинки он краснеет, потеет, появляется страх речи, движения становятся скованными. Лечение заикания нужно начинать как можно раньше. В период лечения необходимо создать ребенку максимально спокойную обстановку – не включать телевизор, исключить компьютерные игры. Малыш должен больше спать, говорить с ним следует очень спокойным, тихим голосом, и конечно, ни в коем случае нельзя ругать его за запинки или акцентировать на них излишнее внимание.

3. Физиологическое косноязычие. Начав говорить, малыш обычно плохо произносит многие звуки, и его речь не всегда понятна окружающим. Обычно трехлетки смягчают звуки – это основная особенность их речи. Ребенок произносит «холесий» вместо «хороший», «лясятка» вместо «лошадка». Бессмысленно и очень вредно муштровать свое чадо, пытаясь заставить его сразу говорить правильно: чаще всего физиологическое (то есть естественное, обсусловленное особенностями развития речевого аппарата) косноязычие к 4-5 годам полностью проходит.

Как определить, что у ребенка физиологическое косноязычие? Малыш не выговаривает шипящие звуки Ш,Ч, Ж, Щ или заменяет их другими, не в состоянии произнести звук Р, смягчает Л, произнося его как ЛЬ, а звуки К и Г может заменять на Т и Д. Кроме того, звонкие звуки часто заменяются на глухие: например, вместо З ребенок говорит С.

4. Двуязычные семьи. Семьи, в которых родители говорят на разных языках, встречаются все чаще. Обычно родителям хотелось бы, чтобы ребенок освоил оба языка одинаково хорошо. Практика показывает, что это вполне возможно, однако именно дети-билингвы, с рождения погруженные в двуязычную атмосферу, начинают говорить позже сверстников, первое время смешивают языки. Специалисты считают, что если речевых трудностей у ребенка-билингва изначально нет, он с легкостью и быстро освоит оба языка. Однако, если имеются нарушения и задержки речи, лучше сосредоточиться на одном языке, поскольку освоение сразу нескольких слишком сильно нагружает нервную систему.

В клетке молчания

Значительно серьезнее ситуация, когда речь у ребенка отсутствует потому, что в период беременности или первые несколько месяцев жизни головной мозг малыша оказался поврежден. Без специального обучения такие дети научиться говорить не могут. Если коррекционная работа со специалистом начинается поздно, то их умственное развитие тоже может задерживаться: запас знаний о мире у ребенка с определенного возраста зависит от развития его речи.

По-научному это заболевание называется «алалия». Существует две формы алалии: моторная (при которой малыш хорошо понимает, что ему говорят, но не в состоянии говорить сам, потому что повреждены зоны мозга, отвечающие за движение), и сенсорная (при которой задеты те участки мозга, которые отвечают за понимание речи – в результате ребенок не понимает того, что ему говорят, и в итоге не способен говорить сам). Часто встречается смешанная форма этого заболевания – сенсомоторная алалия, при которой и понимание речи, и ее формирование нарушены.

При тяжелых заболеваниях – синдроме Дауна, детском церебральном параличе —  дети часто признаются не поддающимися обучению речи. Врачи и психологи разводят руками: что вы хотите, «дауненок»! Таких малышей «оставляют в покое», и они вырастают неспособными высказать даже простое желание, не умеющими себя обслуживать.

Ромена Теодоровна Августова, речевой педагог, создатель уникальной методики развития речи у детей с болезнь Дауна: «Как и все дети, ребенок с синдромом Дауна отзывчив, чуток, и, так же как в любого ребенка, природа вложила в него инстинкт познания. Да, он хочет учиться, ему очень тяжело пребывать во мраке».

К Августовой родители едут со всей страны и из-зарубежья, едут тогда, когда все остальное уже испробовано, когда ребенок признан «безнадежным» – разработанная ею методика практически не дает «осечек», дети с тяжелыми поражениями головного мозга, значительно отстающие от сверстников в умственном развитии, начинают говорить, читать, писать сочинения. Августова все делает «неправильно» — не так, как советуют логопеды, не так, как написано в учебниках – и, нарушая все правила, она творит чудеса – малыш начинает говорить. Каждый ее урок – импровизация, она терпеливо подбирает тот «ключ», который позволит сломать стену молчания, вызовет у самого малыша желание повторить, сказать, обратиться. Ученики Августовой – те самые «безнадежные» дети с синдромом Дауна и ДЦП — рассказывают сказки, шутят, высказывают остроумные и неожиданные суждения. Со стороны это походит на чудо, но на деле это всего лишь кропотливейшая работа талантливого, чуткого педагога, не стремящегося побыстрее отделаться от проблемного ребенка, искренне старающегося вызволить малыша из мрачной клетки молчания. 

Говори – ты это можешь!

Итак, какие шаги нужно предпринять родителю, который беспокоится по поводу развития речи малыша?

1. Проверьте слух. Первое, на что стоит обратить внимание, если речевой «прорыв» запаздывает – в порядке ли у малыша слух. Специальные слуховые тесты проведет врач.

2. Проконсультируйтесь у невропатолога. Специалист поможет определить, есть ли у малыша серьезные поражения нервной системы, мешающие ему начать говорить, и назначит лечение. Однако, если патологии не обнаружено, к идее врача «назначить препараты, чтобы подкормить мозг» стоит отнестись настороженно. Препараты, улучшающие кровоснабжение коры мозга, могут простимулировать речевой старт, однако их прием связан для малыша с риском аллергических реакций и общего гипервозбуждения, чреватого нарушениями сна, беспокойством, ночными кошмарами. Обсудите с врачом целесообразность их приема и получите консультацию у независимого специалиста.

3. Используйте звукокомплексы. Бытует мнение, что с ребенком необходимо говорить на «взрослом» языке, избегая звукоподражаний и «сюсюканья». Специалисты по развитию речи оспаривают это, утверждая, что чем больше всевозможных «мяу», «бах» и «топ-топ» запоминает ребенок. Тем больше расширяется его активный словарь. Начинающий говорить малыш страстно хочет общаться полноценно, но подражать взрослой речи еще очень трудно. Для ребенка доступно произнести «ляля бух» вместо «девочка упала» — дайте ему возможность высказаться.

4. Организуйте общение. Дети – великие имитаторы. Чем больше ребенок будет включен в общение с хорошо говорящими сверстниками, тем быстрее начнет говорить сам. Однако ради одного этого не стоит отдавать ребенка в детский сад, особенно если ребенок не совсем «садовский», часто болеет, сильно привязан к матери. Стресс от разлуки может быть таким сильным, что надолго отодвинет речевой старт – лучше поищите толковую детско-родительскую развивающую группу.

5. Дайте ребенку пространство. Нам кажется, что мы говорим с ребенком, на самом деле мы говорим ЗА ребенка. Речь родителя часто представляет собой бесконечный монолог, в котором он отвечает за обоих. Чаще задавайте вопросы, особенно те, на которые ребенок может ответить словами, которые уже способен произносить. Не стремитесь сразу подсказывать, помогать – пусть попробует сам. Чем более эмоциональной будет ситуация диалога, тем больше будет у ребенка желания повторить за вами слово или сказать что-то свое. 

Вряд ли есть сообщество, в котором конкуренция была так же сильна, как среди молодых матерей – мы ревниво следим за успехами соседского Мити и Сонечки с пятого этажа, волнуясь, сравниваем их достижения с результатами собственного чада… «Пошел в десять месяцев!», «В три с половиной недели уже голову держал!» — гордимся мы.

Понимание, что родительство – совсем не гонка за достижениями, что каждый малыш – индивидуальность и «особая статья», приходит не сразу. Принимать собственного ребенка должно таким, каким он пришел в этот мир, что любовь не может быть условной приходит не сразу. Даже когда дело касается речи – важнейшей функции человека разумного – не спешите подгонять вашего родного малыша под общие стандарты. Ребенок всему учится сам, он – полноправный участник вашего диалога, ваша задача – ненавязчиво и ненасильственно помочь ему.  Не ищите волшебную таблетку или самого дорогого и модного специалиста, самый лучший учитель – любящий и терпеливый родитель. Искренне интересуйтесь жизнью ребенка, играйте вместе, открывайте новое – и это окупится сторицей. 

Ильина Светлана

Адрес статьи на сайте АиФ: http://gazeta.aif.ru/online/prozdorovie/3/2