WEBcommunity

Контроль эмоций

Есть такое понятие «детская непосредственность», оно говорит о том, что человек внешне такой же, как внутри. Согласно названию, свойственна она чаще детям, которые обычно расстаются с ней в возрасте около 7 лет. Выражается эта непосредственность в том, что ребенок тут же реагирует на ситуацию, проявляя те эмоции, которые она у него вызвала. Мы, мудрые взрослые, говорим: «Не научился еще себя контролировать, контролировать свои эмоции».

Когда-то наблюдаем за таким поведением с восторгом и радостью: «какая счастливая пора – детство!»; порой с завистью: как мало для радости надо – сумел сам пуговки себе застегнуть – событие! и счастью нет предела, можно прыгать от радости, кричать и кувыркаться; порой раздражаясь: когда сталкиваемся с проявлениями злости и агрессии, стараясь их подавить и учим сдерживать эмоции; порой смущаясь, когда непосредственность ребенка не вписывается в установленные рамки правил поведения… Давайте обратим внимание на само слово «непосредственность». Может быть это о том, что реакции взрослых опосредованы?

Л.С. Выготский говорил об этом вот что: «Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку».

 Таким образом, мы выдаем миру реакции опосредованные, которые прошли обработку средствами нашей логики, памяти, прошлого опыта, установленных правил, знания особенностей людей, с которыми общаемся, нашего сиюминутного настроения и т.д. и т.п. Выдаем реакцию, которая, согласно всем средствам обработки, вроде как, самая верная в такой ситуации. При этом, ответную реакцию получаем уже не на те чувства, которые у нас возникли, а на то, что мы выдали. Зачастую, эта ответная реакция нас не устраивает, что очень логично: ведь мы чувствовали другое, не то, что демонстрировали, что порождает в нас новые эмоции, которые мы уже обрабатываем с учетом прошлого неудачного опыта и выдаем или не выдаем, продолжая экспериментировать и подбирать поведение, наиболее удобное для сохранности душевного комфорта…

Подобный стиль общения ведет к снижению чувствительности к собственным желаниям, стремлениям, целям, к подмене их теми, которые приняты в обществе или более удобны, а также к бОльшему эмоциональному напряжению, следствием которого являются и недовольство собой и жизнью, и депрессии, и разнообразие болячек, и много чего другого, что вы наверняка можете добавить сами.

Дети более открыты миру и, благодаря своей непосредственности, более открыты в общении. Кроме того, детская непосредственность — это качество, которое часто упоминается в темах искусствах, творчества, это то качество, которое придает работам мастеров что-то, цепляющее за душу. Также в общении, когда мы открыты и в ответ чувствуем открытость, то называем это душевным общением. Много ли такого общения в вашей жизни?

Вопрос. От чего и от кого мы закрываемся? Чего боимся?

Вавилина Наталия