21 мая исполнилось бы 60 лет яркой, талантливой актрисе, Любови Полищук. Она ушла от нас в 57 лет, будучи ещё в расцвете своего таланта и красоты. А ведь её долгое время не снимали именно из-за этой «несоветской» красоты. Не годилась актриса с такой характерной внешностью на роли советских тружениц — простых женщин и матерей.
И в кого она только такая уродилась? Ведь родом-то — из простой, рабочей семьи, из сибирского города Омска. Родители её были обычными людьми. Мама — швея, папа — строитель. А Люба с детства мечтала стать артисткой. Она пела и плясала на школьной сцене, любила пародировать всех подряд — от одноклассников до соседей, что получалось у неё мастерски — с юмором и задором. Её так и прозвали с детства — артисткой.
Конечно, когда пришло время, юная Любаша поехала в Москву — поступать «на артистку»! Но никто её там не ждал с распростёртыми объятиями… Вступительные экзамены в ГИТИС уже закончились, жильё быстро снять не получилось. Вот и пришлось очередной Золушке, «пытающей счастья в столице», даже переночевать несколько ночей на лавочке да в подъезде — благо, было лето…
Поступила она во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где ещё принимали документы. Экзаменационной комиссии Люба продемонстрировала свои недюжинные дарования в пении «под Зыкину, Робертино Лоретти» и в зажигательном исполнении модного шейка. Её приняли безоговорочно.
Как потом она говорила — это был один из самых счастливых моментов в её жизни — Ах, Люба, Любочка, Любовь! Знала б ты, Люба…
Знали б Вы, Любовь Григорьевна тогда, сколько после этого «счастливого момента» ещё выпадет на Вашу долю испытаний, а жизнь будет сплошным преодолением!
Трудно и долго строилась карьера будущей любимицы публики. Проработав какое-то время вместе с мужем — Валерием Макаровым (её сокурсником), рядовой актрисой разговорного жанра в Омской филармонии, она перебралась в Москву, в Мюзик-холл, а затем — в 1979 году, поступила на работу в столичный Театр миниатюр (ныне театр «Эрмитаж») и одновременно — на заочное отделение ГИТИСа.
В театре её карьера хоть как-то продвигалась… А в кино всё было без перемен — главные роли не давали, ограничивая богатейшие возможности актрисы эпизодами. Долгие годы прошли без крупных ролей — всё эпизоды, эпизоды… Но и в небольших своих ролях Полищук так ярко блистала и оживляла собой кадр, что не заметить её было просто нельзя!
И зрители заметили. А высокопоставленные чиновники «от искусства» уж тем более — приметили её давно, и вынесли вердикт: не снимать! Главные роли не давать! Слишком хороша! «У Полищук — лицо несоветской женщины». Её яркость и красота, а тем более сходство с Софи Лорен, совсем не подходят советскому кинематографу.
А тут ещё конфликт на «Мосфильме», когда она напрямую, по-сибирски «врезала» кому-то из руководства «правду-матку» про тамошние порядки и, конечно же, сразу попала в «черные списки»… Угодничество — вообще не в характере сибиряков (подтверждаю это как коренная сибирячка из Кемерова), и потому Любови, конечно, приходилось трудновато без «определённых» навыков.
Но даже самую крохотную роль талантливая актриса преображала в блистательный образ, подтверждая древнюю мудрость театральных подмостков, что «маленьких ролей не бывает, бывают маленькие актеры». И зрители хорошо запомнили её небольшие, но яркие работы: сначала в «12 стульях» Марка Захарова, потом в «Интердевочке» Тодоровского, где она сыграла «ночную бабочку» Зинку Мелейко, а затем в комедийных ролях у режиссера Анатолия Эйрамджана (фильмы «Моя морячка», «Бабник», «Новый Одеон», «Импотент»).
Именно эти роли, как и роль в фильме Меньшова «Ширли-мырли», поспособствовали взлёту успеха актрисы в начале 90-х годов. Ну, а уж феерическую маму главной героини в «Моей прекрасной няне» не видел и не оценил только уж совсем ленивый. Всего актриса снялась в 77 картинах, последней из которых была комедия «Испанский вояж Степаныча».
По странному стечению обстоятельств, профессиональное восхождение народной любимицы совпало с началом её коварной болезни — тайным и тщательно скрываемым от всех недугом, в котором она не хотела признаваться даже самой себе. Вот с тех самых, ставших злополучными для неё «Двенадцати стульев», где она с Андреем Мироновым исполняет «Танец страсти», и где в конце танца Миронов — Остап, как и было задумано по сценарию, «с грохотом» роняет красавицу Полищук на пол, и начался отсчёт её болезни.
По идее, на полу должен был быть постелен невидимый для зрителя мягкий мат для «удачного приземления», но его почему-то там не оказалось. Хотя, как утверждает сын Полищук Алексей Макаров, болезнь мамы не была связана со съёмками. И всё же официальная версия такова, что повредила позвоночник Любовь Григорьевна именно тогда, когда Миронов неловко уронил её на бетонный пол.
На целые годы растянулись потом и лечение время от времени обостряющейся болезни, и борьба за нормальную, полноценную жизнь. К тому же, настоящий, истинный диагноз был поставлен поздно — когда болезнь уже набрала обороты… Но Любовь Григорьевна отчаянно боролась.
Она не могла жить без сцены, без съёмочной площадки, без общения с друзьями-актёрами. Изо всех сил, превозмогая боль, она играла, скрывая своё состояние, надеясь, что переборет, выстоит, тем более, что она ведь практически не болела до 35 лет! Нет, она выздоровеет, обязательно выздоровеет!
Ведь у неё только-только наладилась жизнь, только-только пошла настоящая работа и признание! Когда с первым мужем жизнь не задалась, Любовь, не раздумывая долго, развелась с ним. Сын Алёша был тогда ещё совсем маленьким. Как давались матери-одиночке переезды, гастроли вместе с ребёнком — знала только она сама.
И вот через много лет явился, наконец, долгожданный ОН — и спаситель, и любимый, и надёжный друг, и опора — тот, кого ждёт в своей жизни каждая женщина. Увидев «нашу советскую Софи Лорен» в спектакле «Эзоп», художник-анималист Сергей Цигаль понял сразу: «это ОНА!», и после целой «программы завоевания и осады» стал её вторым мужем.
Вскоре на свет появился и плод любви — дочка Мариэтта. А маме сразу же вслед за «кесаревым» удалили аппендицит. Ещё толком не оправившись после родов и операции, Любовь вышла на сцену и вытворяла в спектакле просто чудеса акробатического искусства — от шпагата до отплясывания канканов.
«…У меня вылетели прямо на сцене в спектакле «Соломенная шляпка» два диска позвоночника, — вспоминала актриса, — потому что вся нагрузка на спину пошла, на животе мышцы не работали». Целый месяц потом ей пришлось лежать в больнице. Так и пошло — то больницы и лечение, то счастливая семейная жизнь и работа на износ. Но ни главная опора в жизни — муж, ни обретённый и такой долгожданный семейный очаг, ни радость семьи — дети, не спасли от прогрессирующей болезни.
Последние пять лет Любови Полищук проходили уже под непрерывным наблюдением врачей. Её лечили и отечественные, и зарубежные светила. Из последних сил она старалась держаться, но однажды упала в обморок прямо на съёмочной площадке…
Близким она уже признавалась, что устала болеть, страдать и мучиться, но всё равно не падала духом и до последнего дня надеялась на лучшее. Она не давала себя жалеть, не капризничала и даже была до последнего красива… Возможно, это давала ей её внутренняя, душевная красота.
На последний съемочный день в «Няне» ей пришлось отпрашиваться у докторов. А когда работа была закончена, актриса сказала всей киногруппе на прощание: «Я вас всех очень люблю! Спасибо вам огромное!»… И больше они уже не увиделись.
28 ноября 2006 года её не стало. Светлая Вам память, Любовь Григорьевна! Мы помним и Вас, и Вашу необыкновенную красоту, и Ваши роли!
Марина Дудина-Гришко