Д.Писарев
Тема воспитания никого не оставляет равнодушными, ни воспитателей, ни воспитуемых. И у тех, и у других есть свое мнение на этот счет и свои претензии друг к другу. Казалось бы, накоплено знаний столько, что нынешнее поколение должно быть просто идеальным. Но произошло обратное.
У моего приятеля трехлетний сын. И приятель все время рассказывает смешные истории о том, что этот кроха серьезным голосом может сказать своему отцу, когда тот входит в комнату: «Закрой дверь с той стороны!». Или при разговоре он вдруг обращается к родителям и говорит им: «Помолчите немного!». Их это потешает, а разгадка поведения малыша проста — он целый день проводит с бабушкой и потом повторяет родителям ее фразы, копируя интонацию.
Другой мой знакомый бизнесмен рассказывал про своего пятилетнего сына, который потребовал на свой день рождения, чтобы шофер отца отвез его на мерседесе в детсад и открыл перед ним дверцу машины, чтобы все видели. Когда бизнесмен об этом услышал, то чуть не упал со стула и сказал сыну, что тот поедет как обычно — с матерью, на ее машине. А если будет особо настаивать, то проведет день рождения в углу, дома. Смешно, конечно, но ведь малыш просто скопировал поведение своего отца.
Для многих не будет откровением, что дети копируют поведение своих родителей, дедушек и бабушек. Но мало кто понимает, что именно наше поведение и есть воспитание наших детей. Что бы мы им ни говорили, какие бы классические или новомодные системы воспитания ни опробовали на своих чадах, истина всегда будет в том, что за образец дети берут поведение взрослых.
Любой психолог скажет, что основы человека, его психика, мотивы поведения закладываются в детстве в семье. И когда мы учим ребенка, что надо не обманывать, соблюдать обещания, не грубить, но при этом на глазах у ребенка ссоримся, ловчим, изворачиваемся, лжем, — наши нравоучения производят обратный эффект.
Молодежь часто называют «потерянным поколением». Но кто его «потерял»? Взрослые, от которых часто можно услышать фразу: «Я его так не воспитывал!». При этом в понятие воспитания они вкладывают свои нравоучения, кружки и секции куда, водили детей. Но воспитание — это только наш жизненный пример, наша жизнь.
А живем мы в обществе потребления, и активно поддерживаем его, со всеми его атрибутами наживы, нечестности. Выгода стала нашим единственным кумиром.
Меня из аэропорта подвозил мужчина, зарабатывающий извозом. Взрослый человек, лет пятидесяти. Пока ехали, разговорились. Поговорили о кризисе, об увольнениях, о кредитах. Водитель с жаром рассказывал, что всегда был честным человеком, никогда не брал кредитов или ипотек, с которыми не мог рассчитаться.
Но его приятель не таков. Набрал кредитов, съездил на острова, купил машину. Правда, теперь ее отобрали за неуплату кредита, но приятель не сожалеет — он накатался на дорогой иномарке, путешествовал. А он, дурак, (это шофер сказал про себя), сидел со своей никому не нужной честностью и только пахал с утра до ночи, на семью зарабатывал. А приятелю хоть есть что вспомнить.
Я думаю, этот монолог был им произнесен уже не раз, в том числе и в кругу семьи. И дети, или внуки этого человека, слыша такое, понимают, что лучше, выгоднее быть мошенником — получишь больше удовольствия в жизни.
Сейчас все жалуются, что дети не хотят учиться, не хотят общаться, сидят с утра до вечера в интернете. С малолетства употребляют наркотики, многие связаны с криминалом. И родители начинают осуждать, ненавидеть, обвинять своих детей и даже выгонять из дома. Превращают себя в неких страдальцев, измученных собственными детьми, и при этом еще ностальгически вздыхают: «Вот в наше время было по-другому».
Но что видят наши дети? Что в мире все построено на потреблении, на желании иметь больше и больше, любой ценой. Даже раньше ребенок видел, что счета в банке, рост благосостояния не обеспечивали любовь и добрые отношения в семье. И этот мир рухнул. Вместе со всеми кумирами общества потребления.
И к чему теперь стремиться ребенку? Он уже понимает, что наши ценности — лживы и ненадежны. А другого мира для него нет. Только тот, который создали мы, взрослые. И дети закрываются в лучшем случае в виртуальном мире интернета. В худшем — уходят в наркотики. Отсюда апатия и депрессия среди молодежи, не говоря уже о суицидальных попытках и самом суициде.
Из всего этого можно сделать только один вывод — прежде чем требовать от детей, нам нужно измениться самим. Я уже слышу возражения, что в нашем мире это невозможно. Ведь каждый стремится обмануть каждого. Конкуренция, прибыль, неважно какими способами, — это стиль и девиз жизни.
Однако кризис уже поставил крест на обществе потребления. Дырявую лодку, называемую современный мир, не спасешь. Надежнее плыть к берегу, пока есть силы и возможности. И строить мир на новых взаимоотношениях — добра, поддержки, взаимопомощи.
У нас давно уже нет дефицита материальных благ. Единственный дефицит в мире — это дефицит доверия друг другу. Экономика разваливается, потому что лгут и воруют, не верят друг другу. В таком мире жить невозможно, и мы теряем доверие своих детей. Ведь чему можно научиться у взрослых, которые создали такой неприглядный мир?
Великий Лев Толстой написал по этому поводу еще два века назад: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
Так как же нам надо жить? Об этом было сказано тысячелетия назад: «не делай другому то, что ненавистно тебе». Желание использовать ближнего, вырванная любой ценой прибыль, никогда не оправдают грядущих катастроф — ни экономических, ни экологических, а самое главное — внутренних, человеческих.
Каждому из нас хочется честных отношений, поддержки, стабильности. Осталось только соединить наши желания, распространить их на окружающих. Подавая пример друг другу. И не только ради себя, но ради наших детей и внуков. И это будет самая лучшая система воспитания.
Марина Фатеева kabmir.com