WEBcommunity

Авторское право на использование торгового знака

Существует договор с партнёром о передаче ему авторского права на использование нашего торгового знака. (При тиражировании партнёром дисков используется наш лицензионный знак. Нашему предприятию платится процент от сделанных тиражей). Наше предприятие начисляет обязатедьства по НДС и выписывает налоговую накладную партнёру. Партнёр сомневается в правомерности предоставленного нами налогового кредита. Приравнивается ли полученный нами процент к роялти? Не случится ли так, что при проверке налоговые инспектора нам начислят обязательства по НДС (в случае, если мы этого не будем делать), а нашим партнёрам снимут налоговый кредит (при сегодняшней ситуации). Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить.

Ответ

В данном случае у вас встал вопрос, а не являются ли Ваши доходы роялти?

Рассмотрим законодательную базу:

Согласно с п. 1.30 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (дальше — Закон) роялти есть платежи какого-нибудь вида, полученные как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование каким-нибудь авторским правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио или телевизионного вещания; за приобретение какого-нибудь патента, зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки, дизайна секретного чертежа, модели, формулы, процесса, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).

Не считаются роялти платежи за получение объектов собственности, определенных в части первой этого пункта, во владение либо распоряжение или собственность лица, либо если условия пользования такими объектами собственности предоставляют право пользователю продать или отчуждать иным способом такой объект собственности, либо обнародовать (разгласить) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое предание (разглашение) огласке является обязательным согласно с законодательством Украины.

Согласно письма ГНАУ от 16.08.2006 р. N 15426/7/15-0317

« если предприятие владеет правом интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности и реализует свое имущественное право интеллектуальной собственности на такой объект интеллектуальной собственности путем предоставления лицензиату права на использование этого объекта (зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки, дизайна, секретного чертежа, модели, формулы, процесса, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), при этом лицензионным договором не предусмотрены условия, которые бы предоставляли право пользователю объекта интеллектуальной собственности продавать, передавать или отчуждать отмеченный объект, — то есть лицензиат приобретает право интеллектуальной собственности на объект без приобретения права собственности на него, то платежи по такому лицензионному договору полностью отвечают понятию «роялти», определенному п. 1.30 ст. 1 Закона.»

Вышеупомянутую позицию относительно понятия «роялти» поддерживает Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности листом от 09.08.2006 N 06-10/10-375.

То есть если Вы получаете только пассивный доход от Вашего партнера и не оказываете ему при этом никаких услуг и не предпринимаете никаких активных действий, то это роялти.

Теперь о том, как же должны быть оформлены документы для того, чтобы доказать, что Вы не предоставляете услуги Вашему контрагенту, а получаете пассивный доход в виде «роялти».

Воспользуйтесь советами эксперта газеты «Бизнес – Бухгалтерия» Ирины Солодченко при оформлении документации:

1. Договор следует называть «Лицензионным соглашением», а периодические платежи – роялти.

2. В обязательства лицензиара не следует включать: предоставление услуг по маркетингу; обеспечение лицензиата бесплатной рекламой; предоставление места на выставках лицензиара; составление и рассылка писем по продвижению товара и услуг от имени лицензиата, компенсацию расходов лицензиата.

(Допускается, что лицензиар может подписать какое-либо маркетинговое письмо на своем фирменном бланке, но оно должно быть составлено лицензиатом.) 

3. Право лицензиара на контроль качества не должно включать предоставление им услуг по маркетингу и управлению.

(Эксперты рекомендуют ограничиться правом лицензиара проверять и одобрять заранее все маркетинговые материалы в целях защиты своего доброго имени и репутации.) 

4. Следует избегать называть какую-либо из сторон «агентом».

5. В лицензионном соглашении должно быть указано, что стороны не имеют намерения вести совместную деятельность.

6. Все дополнительные документы (корреспонденция, протоколы и др.) не должны противоречить условиям лицензионного соглашения. Поэтому нельзя составлять Протокол собрания о совместных действиях сторон, направлять друг другу письма о предоставлении каких-либо услуг и др.». 

Ирина Дмитриева