Саша, первый вопрос: в детстве мечтал быть актером?
Нет, я вообще никак не представлял себе, что я артист. Я любил рок-музыку и по вечерам вел дискотеки. Там начал что-то импровизировать и почувствовал, что возникает какая-то взаимосвязь между мной и публикой. Я понял, что есть какая-то сила внутри, ею можно овладеть и передавать ее публике.
Ты понял: хочу стать актером…
Да. Поехал в Москву, узнал, что курс набирает Гончаров, и у него будет преподавать Марк Захаров. А в те годы для меня Захаров был просто кумиром. И я понял, что сюда должен идти. Я тогда не знал, насколько Гончаров значителен в театре, а на предпоследнем туре он у меня спрашивает: «Зачем Вы решили ко мне на курс?». И я ему говорю: «Потому что у Вас будет преподавать Захаров». Это все равно, что сказать Эйнштейну, что я иду к Вам учиться потому, что у Вас преподает Ньютон. После этого Гончаров полгода не мог меня видеть. Потом, правда, все изменилось…
Как актер ты достиг вершины? Я знаю, что у тебя есть «Оскар»…
Ну, это израильский «Оскар». В спектакле «Деревушка» я сыграл роль деревенского такого дурачка, который на самом деле далеко не дурачок. И за эту роль получил «Оскара».
А почему тебя взяли на роль Грозного?
Я уж не знаю, почему. Позвонил Эшпай и сказал: «Мы собираемся снимать «Ивана Грозного», хочешь приехать на пробы?». Я говорю: «На какую роль?» Ну, думал, на какую-то там роль… А он мне говорит: «Ивана Грозного». Я никогда не представлял себя в роли Грозного. Гамлет, Мольер — все, что хочешь. Но Иван Грозный — это для меня было нечто невообразимое.
Почему согласился?
Вот потому, что было невообразимое. Ведь природа актера — она не нормальна еще и потому, что он желает все сыграть. Вот, все: собаку какую-нибудь Баскервиллей — если б дали роль сыграть где-нибудь, сыграл бы.
Иван Грозный — что это за образ?
Мы пытались, прежде всего, увидеть человека с разными качествами. С какими-то слабостями, наивностью, может быть, даже. Рядом с гневливостью, жестокостью, зверством. Вот это соединение разных граней внутри одного человека — актерски мне хотелось попробовать это сделать.
Грозный любит свою первую жену, любит бесконечно и помнит ее всю жизнь. И параллельно уничтожает людей в желании соединить страну в целое. У него было желание духовно выстроить Россию в некий храм.
Что значит — духовный храм?
Он хотел соединить Россию в целое, как народ, который соединяется в целое и поднимается вверх к Богу.
А откуда такие колебания: то казнить, то строить духовное…?
В человеке всегда находится огромный диапазон чувств и желаний, несовместимое количество самых разных свойств, тем более в таких людях, как Иван Грозный. И Грозный, с одной стороны, был способен любить и желал собрать Россию в целое, хотел увидеть счастливых русских людей в соединении с духовным. А, с другой стороны, был ревнивым ужасно, гневливым до зверства…
Около тридцати лет у него наступил жуткий перелом. Я часто слышу от бизнесменов, актеров, певцов — говорят, что двигаешься-двигаешься по карьерной лестнице и вдруг обрыв, пустота, ничего не радует в жизни. У Грозного был такой же период?
Несомненно, да. Я сейчас не хочу разбирать это, хочется, чтобы зрители сами посмотрели и что-то по этому поводу подумали. Скажу лишь, что когда я работал над этим, у меня была только одна цель: я очень сильно хотел сделать эту роль такой, чтобы она была интересна людям, разволновала бы их, заставила подумать. И я играл с открытой душой, чтобы доставить наслаждение людям.
Беседу вел Лев Корчагин
Материал предоставлен Интернет-газетой «Единый мир»
Полный текст и видео