Зависимость и тревога разделения

Сегодня мы поговорим о чрезвычайно важном, о том, с чем сталкиваются родители в определенные периоды жизни их детей. Такие периоды называются возрастными кризисами. Видя эти даты: 1 год, 3 года, 6 лет, 14-15 лет, каждый из нас вспоминает (или сейчас это проживает), как малыш или малышка начали ходить и говорить, как пошли в детский сад или ясли, потом начальная школа, а позже дети стали подростками. О чем вы думаете? Может быть, о том, о чем я сейчас, когда пишу эти строки?

Как сложно было первый раз оставить ребенка с бабушкой или няней.

Как решали с мужем, во сколько лет отдавать в детский сад, выбирали директора и воспитателей; как ребенок привыкал к новой, чужой ему обстановке сада.

Позже собирались все вместе в школу, и снова ребенок и мы привыкали к другим детям, другим правилам, другим взрослым.

Как стал подростком, стал совсем не маленьким, и снова мы и он привыкаем друг к другу и к новым правилам, которые всем без исключения диктует жизнь.

То, к чему привыкать приходится и родителям и детям – это моменты расставания друг с другом. Возможность ребенка пережить само расставание и нормально жить (играть в игрушки, общаться и играть с другими детьми, найти себе личное занятие, проявлять интерес к окружающему миру, оставаться в саду, школе, в кружках), пока разделение с вами длится, и есть показатель того, что вам вместе удалось пройти сложный период возрастного кризиса. Если же вы замечаете, что это не так, и ваш ребенок тревожится, возможно, у него расстройство тревоги разделения (сепарации) с вами.

Два примера, которые я приведу, помогут нам понять, что такое расстройство тревоги разделения (сепарации) с матерью. Итак, познакомимся с Алешей и Настей. У Алеши расстройство было отмечено родителями рано; У Насти долго оно не признавалось и замечено было с опозданием. Замечу, что потребовалась длительная работа родителей  и моя, чтобы справиться с проблемами Насти и Алеши.

Страх школы у Алеши

Алеше было шесть с половиной лет, когда его родители консультировались по поводу состояния сына. Они рассказали, что, когда Алеше было 5 лет, он в течение месяца отказывался ходить в школу (он ходил в подготовительный класс), перед выходом из дома у него были приступы слез, мигрень и боли в животе. Страдания были очень сильными, мальчик плохо ел и очень похудел. Тогда мама с папой решили готовить Алешу к школе дома и, кажется, без видимой причины состояние улучшилось.

Но когда мальчик пошел в первый класс,  его мама заметила, что вернулось прежнее поведение, которое повторялось несколько раз за полгода. То есть, когда мама или папа приводили Алешу в школу, и сами собирались уходить, мальчик отчаянно хватался за них, умолял не оставлять его. Учительница описывала ребенка, как маленького одинокого мальчика по сравнению с остальными детьми в классе, который не интересовался школьной жизнью, он не слышал, что ему говорят. Дома поведение Алеши менялось в зависимости от того, кто с ним находился: с отцом это был маленький, очень спокойный мальчик; если же дома была мать, то Алеша неуравновешен, возбужден, без перерыва обращался к матери, ходил за ней, словно тень. Мальчик ни на минуту не мог оставить мать, он каждый раз шел за ней в туалет, а если она запиралась, происходило то, что родители описали как «криз»: Алеша безутешно плакал, негодовал, как будто испугался чего-то. Когда она выходила из туалета, он проявлял к ней агрессивность одновременно вербально (он ее обзывал) и физически (он ее бил). Еще Алеша плохо спал: не мог успокоиться без физического присутствия матери и без света, он отказывался вообще спать один, сон его был тревожным, ему снились кошмары, где мальчик видел нападающих на него монстров.

Наконец, родители отметили, что мальчик очень разборчив в еде и отказывается от продуктов, которых не знает.

Расстройство тревоги разделения у Насти

Родители Насти обратились за консультацией, когда девочке было 14 лет. Родители отмечали, что Настя была озабочена здоровьем своей матери, боялась, что она умрет, заболеет или с ней произойдет несчастный случай. Насте снились сны, что ее мать зверски убита хулиганами.

Эти мысли были такими интенсивными и настойчивыми, что ей было трудно, точнее невозможно, сконцентрироваться и заниматься в школе. Результаты в школе были посредственными, несмотря на хороший интеллект. Нарушено было пищевое поведение, то есть Настя плохо и мало ела и теряла вес.

В детстве Настя была робкой и сдержанной, у нее было мало подруг, она никогда не проводила активно и весело время вне дома. Родители рассказывают, что, начиная с начальной школы, у девочки часто были боли в животе, тошнота, мигрень перед выходом из дома в школу. Тревога была такой сильной, что Настя отказывалась ходить в школу. Периоды отказа от школы длились несколько дней или недель (это снова повторилось позже, когда Настя поступила в колледж). Часто родители шли за ответом в школу, спрашивали у учительницы, у директора, почему их дочь плохо себя чувствовала в школе и отказывалась идти туда? Врачи осматривали девочку и также не могли найти ответ на вопрос родителей.

Настя  всегда плохо спала. Маленькой она не могла уснуть без присутствия матери, поэтому часто мать часто спала с дочкой в ее постели. И на момент консультации сохранялась потребность в том, чтобы мать проводила много времени перед сном с дочкой (девочка в течение вечера много раз звала мать, чтобы та ее погладила, поцеловала на ночь, рассказала что-нибудь, просто спрашивала что-то).

Таким образом, мы видим, что Настя с раннего детства показывала настоящее расстройство тревоги разделения с ее матерью, с фазами обострения (отказ идти в школу) и более или менее спокойными периодами.

Для размышления приведу некоторые ориентиры по поводу возможной тревоги разделения у ваших детей:

А) ваш ребенок – школьник, вы замечаете множество проявлений:

1. Чрезмерное ощущение тоски (например, тревога, приступ слез, гнева) в то время, когда он непосредственно разделяется с вами или с домом или даже в предвосхищении в целом ситуации разделения (например, через несколько месяцев он должен поехать в лагерь).

2. Страх по поводу угрожающей вам нереальной опасности (например, что вы попадете в аварию или заболеете), страх, что с вами случится беда, и вы не вернетесь после вашего ухода.

3. Страх нереальной, угрожающей ему опасности (например, страх потеряться, быть похищенным, попасть в больницу, быть убитым).

4. Колебания или отказ идти в школу (или в другое место вне дома) по причине страха разделения.

5. Опасения или страх остаться одному дома (или в другом месте) без вас или без присутствия кого-то из членов вашей семьи (бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат).

6 Колебания или отказ ложиться спать без вас или неспособность спать вне дома.

7. Повторяющиеся кошмары на тему разделения.

8. Жалобы, повторяющиеся телесные проявления (боль в голове, боль в животе, тошнота, рвота) перед разделением с вами или  домом, или только при мыслях о возможной ситуации разлуки, разделения.

В) Проявления длятся более четырех недель.

С) Ваш ребенок от этого страдает (например, он грустит, выглядит несчастным, когда он вне дома); и/или выше перечисленные проявления влияют на его занятия дома в школе, в других местах (тогда он кажется вам раздражительным, даже агрессивным, по отношению к вам; он  уединяется, и у него мало друзей, он отказывается от всей активности в свободное время вне дома, он не внимателен в школе и плохо сосредотачивается на занятиях).

Ирина Сизикова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.