В разном возрасте у людей наблюдаются свои обонятельно-вкусовые пристрастия. Мне показалось интересным проследить этот феномен с точки зрения эпигенеза. Напомню, это понятие пришло к нам из биологии, и означает процесс последовательных новообразований.
В детстве запах матери (отца, бабушки, дедушки, няни) воспринимается как «родной» для ребенка. Как правило, это запах, ощущаемый при телесном контакте, когда ребенка «выносили на руках». Моя подруга усыновила годовалого мальчика из детдома. И в кровать к нему на ночь постоянно клала то свою кофту, то шарфик. Ей было важно, чтобы он принимал ее базово, на обонятельном уровне.
В свою очередь, запах собственного (маленького) ребенка для родителя или воспитателя всегда различим. Некоторые мамы улавливают даже запах больного ребенка. Стоит отметить, что почти всегда родителю нравится, как пахнет их ребенок. Даже испражнения не вызывают негативной реакции. Думаю, это не означает, что на этот период происходят какие-то физические изменения в обонятельной системе. Просто мама и ребенок настолько слиты, что не могут проанализировать запах с какого-то расстояния.
В пубертате отношение к запаху ребенка меняется. Подросток сепарируется, пытается отделиться от родителя и представлять себя самостоятельно, не опираясь на семью. Происходит как бы разрыв контакта, во многом очень болезненный. Родители обнаруживают — запах собственного ребенка им может быть неприятен. Это и собственно подростковые запахи, и «взрослые» — алкоголь, табак.
Ребенок тоже фиксирует отношение к взрослым запахам. Многое он несет из детства. Воспринимаются повседневные запахи, которые со временем изнашиваются, становятся блеклыми. И существуют запахи веселья и праздника. Последние, как правило, создаются искусственно: родительский парфюм, дым дорогих папирос, запах гостя («чужого»). Этот опыт сохраняется в отношении к тому или иному запаху на долгие годы, и может вызвать и страх, и радость.
Парфюмеры рьяно пытаются охватить эту целевую аудиторию. Сейчас производятся много духов для детей. Возникает риторический вопрос: чем должны пахнуть наши дети? В 1987 году фирма Givenchy выпустила детский одеколон «Tartine et Chocolat Gransenbon». Вскоре Guerlain ответил туалетной водой «Petit Guerlain» для малышей. Какой ребенок устоит перед «Harry Potter Philtre Magique» («Приворотное зелье от Гарри Поттера»). Для совсем маленьких выпущен аромат «Teletubbies» («Телепузики»). Эксплуатируются, например, такие образы детской литературы, как Маленький Принц.
Тинэйджеров так просто голыми руками не возьмешь. Парфюмерная индустрия разработала особые завлекалочки. Так, фирма Котти выпустила туалетную воду «001», которую при покупке даже нельзя понюхать, так как она распространяется исключительно через Интернет-магазины. Также довольно успешно используются имена поп- и рок-звезд Jennifer Lopez, Naomy Campbell, футболиста Франческо Тотти и т. д.
Человек растет, становится существом все более социальным, и примеривает на себя разные роли, стили поведения. Весь этот маскарад отражается в проекции запахов и ароматов, вбирает в себя наши игры и желания в зависимости от контекста. Мы столько вкладываем своего в этот пустой, по сути, символ, что порой ловимся на искусно созданный нами же образ.
Трудно представить более явный запах повседневности, чем запах «своего». Интимные запахи связаны с телесностью, которая не считается пригодной для широкой аудитории. «Запах человека — неповторим. А публичный запах непременно состоит из комбинации стандартных ароматов, аттестованных рекламой и общественным вкусом». Поэтому утренние процедуры направлены на избавление от домашнего обонятельного контекста, и перемещению в публичность. Мы моемся и душимся фактически для чужих людей, чтобы быть социально одобряемыми, «своими».
Можно сказать, что в культуре запахи имеют разную направленность. Возьмем такие образы, как скромность и смелость. В первый вкладывается понятие тонкости, изысканности; в смелости же мы находим активность и сексапильность. Такой парфюм распространяется за пределы персонального пространства, и оказывается призывом для нескольких потенциальных партнеров, что вызывает соперничество. Практически все ароматические снадобья прямо предназначены для выполнения либо функций эротических, либо сексуальных. Сейчас парфюмеры стараются совместить эти цели. Один аромат действует на большом расстоянии, другой — на малом.
В зрелом возрасте, когда человек обретает свою идентичность, запах становится очень вариативен. И здесь мы можем долго описывать деление на малые группы по разным модальностям. Это могут быть разные сословия, классы и статусные группы. Здесь есть запахи богатства и бедности, власти и усредненной массы. Также запахи делятся по стилям жизни, по настроям и ролевым ситуациям.
Особое внимание стоит обратить на «запах смерти». Этот особый душок появляется с возрастом. Говорят, что пожилые люди «пахнут старостью». Запах смерти, как правило, пугает и вызывает реакцию отторжения. Или навевает непосильную тоску. Чаще всего такой запах связан с землей. К этому можно отнести и поговорку, что из стариков «песок сыплется». В деревнях дух покойного изгоняют с помощью «сакральных запахов»: ладана, воска.
Возможно, не пройдя одну из стадий изменения запаха, человек застревает в ней, и не может перескочить на следующий возрастной этап. Например, если не произошла достаточная сепарация ребенка от родителя, то в расцвете лет человек не сможет выделить собственные обонятельные пристрастия на социальном уровне.
Патология обоняния вызывает также живой интерес исследователей. Классики психологии занимались ароматами и влиянием их на человека. Зигмунд Фрейд был дружен с Вильгельмом Флиссом, известным отоларингологом. Рассматривая случаи истерии с нарушением обоняния, Фрейд связывает нос и сексуальность, а позже проводит параллель между ослаблением обоняния и механизмом вытеснения.
Мотив обоняния часто появляется в нарративах психотических больных, которые приписывают себе визионерство. В их картине мира обоняние может играть ключевую роль при определении границ своей группы, в выявлении чужих, в опознании опасности, болезни или ущерба.
Продолжая тему о классификации запахов, мы можем сказать, что обоняние пристрастно, т. е. тяготеет к гедонистическим полярностям: приятно или неприятно. Возможно, это первичная категоризация запаха. Проводились научные исследования, в которых запах пытались отнести к той или иной когнитивной, лексической, поведенческой группе.
Давно известно, что привлекательность или отторжение в восприятии других людей во многом зависит от запаха, источаемого человеком. Причем запах этот уникален. Все читали о феромонах, которые играют не последнюю роль в притяжении мужчин и женщин. Ксенофобия во многом складывается из-за того, что люди «унюхивают» чужого.
Случается, что в культуре общество одновременно и испытывает резкую неприязнь (гигиена) к запаху, и считает его привлекательным (питание). Некоторые продукты пахнут как экскременты (мюнстерский, маруальский и корсиканский сыры во Франции; дуриан в Азии, дичь с душком у эскимосов, протухшая рыба у скандинавов).
Опытные парфюмеры в свою композицию иногда добавляют нотку «неприятных» запахов: в состав духов 19 века входила серая амбра, добываемая из выделений кашалота. А новый аромат «Odeur 71» от Comme des Garcons, предназначенный для байкеров и рокеров, кроме всего прочего содержит запах горелой резины, пыли на раскаленной лампочке, горячего металла, тостера со свежеподжаренным хлебом, чернил для каллиграфии и электробатарейки.
Случается так, что некоторые духи, то ли из-за хорошего PR, то ли из-за самого аромата остаются модными в течение долгого времени. Меняется только их оболочка. Так, флакон знаменитой классики «Шанель № 5» сейчас ориентирован на молодёжь. В мире парфюмерии случаются и культурно-исторические казусы. Всем известны духи «Красная Москва». А знаете ли Вы, что они были составлены ещё в 1913 году знаменитым парфюмером Генрихом Брокаром, работающим в России? Духи тогда назывались «Любимый букет императрицы», их выпуск приурочили в 300-летию Дома Романовых. После революции фабрику Брокара переименовали в «Новую Зарю», а бывший имперский запах стал советским. Изменилась только упаковка.
Таким образом, мы можем говорить о фигуре, которая во многом определяется фоном. Именно ароматный фон для нас может оказаться интересен и информативен.
При создании рассылки были использованы материалы размещенные на www.aromat.ru, www.fragrance.ru а также книга «Ароматы и запахи в культуре», НЛО, 2003 г.
Оксана Орлова