Как я знакомилась с Элистой? Буддийские храмы

Начало…

После осмотра европейского островка столицы Калмыкии Элисты — Шахматного города, мы очень быстро попали в ее буддийскую часть. Ступа «Просветления». В переводе с санскрита ступа — это вершина, верхушка. Это даже может быть макушка или пучок волос на голове. В буддизме ступы — это монументы, символизирующие просветленный ум Будды.

На мой христианский взгляд — маленькая часовенка со всей буддийской атрибутикой. Главная цель строительства таких ступ — нести благотворную энергию, мир и созидание той стране, в которой они стоят.

О том, что в храмах у буддистов нельзя заходить в обуви и с покрытой головой, нас предупредили еще при покупке путевки. Прежде чем зайти в ступу, нужно по белой дороге обойти ее три раза. Так очищаются мысли, так начинаешь думать о вечном… Словно через тебя проходит энергия равновесия. Ступу по верху окружает хоровод канатов с флажками — тысячи разноцветных флагов, на каждом написаны молитвы — подношения духам ветра и воздуха, которые должны разносить мантры по всему свету.

Вокруг поле и степной ветер развевал флажки с громким звуком. Мне это напомнило музыку ветра. Все верно — и музыка ветра нейтрализует негативную энергию.

С самого открытия в 1998 году ступа не закрывалась ни на час. В любое время суток каждый буддист может придти сюда со своей бедой, найти защиту у Будды, успокоить мысли и чувства. Покрутить молитвенный барабан, очиститься и продолжать свой путь по Земле.

Мы внимательно слушали подробный рассказ гида. Подъехала машина, вышел приветливый человек с открытым лицом, поздоровался с нами и медленно пошел по белой дороге вокруг ступы. Депутат народного хорала, помощник местного ламы.

Прекрасная традиция — обошел ступу, сформировал позитивное намерение, успокоил внутренние страсти и уже любое дело — дело созидания.

Разулись. Вошли в крохотную комнатку — алтарную. Все стены расписаны в буддийских традициях — тонко, мелко, прописана каждая деталь. По середине — огромный молитвенный барабан. Вращая барабан, люди могут накопить духовные заслуги, очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях.

Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Будды Безграничного Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Считается, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Независимо от вероисповедания, покрутить такой барабан полезно каждому. И мы, как дети, с чистыми помыслами ручейком пошли по кругу крутить ручки барабана. Каждый думал о своем, о главном, о вечном, о самом лучшем.

В Калмыкии отношение к любой религии благоговейное. Тот факт, что для 22 прихожан — католиков в городе построен костел, вызывает уважение. А православные храмы и часовни — произведение архитектурной мысли. Казанский кафедральный Собор. Поклонный крест и Храм — часовня Преподобного Сергия Радонежского. В Элисте живут и работают христиане и именно для них выстроены эти красивейшие храмы и соборы.

Наш путь лежал дальше — за город, в буддийский храм Сякюсен-сюме буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкарлинг. Он был построен в 1996 году в стиле древнейших тибетских монастырей. Самое первое ощущение, когда еще самого храма не видела — пьянящий запах цветущих петуний, гармонично смешанный с вольным вкусом степного разнотравья… Может быть, посещение ступы так обострило мое обоняние?

На много километров вокруг — ни одного строения. Храм в степи. Дорогу к храму преградило стадо красивых коров. С лоснящимися боками. Неужели корова и в Калмыкии — священное животное, что так вольготно чувствует себя у святого места?

Молитвенные барабаны расположились в этот раз перед хурулом. Обошли храм, покрутили барабаны, разулись, вошли в хурул. Низенькие молельные скамеечки, все в коврах. Тихо, чисто. В центре — трехметровый золотой Будда, сидящий в позе лотоса. Чуть ниже — портрет Далай-Ламы XIV. Помещение украшено огромным количеством искусственных цветов — лотос, розы, хризантемы. Живой лотос срывать нельзя — священный цветок.

Историю возникновения древнейшей религии мира — буддизма, рождение Будды и поиск Далай-ламы в подробностях поведала нам эрудированный гид. За час всего не расскажешь, но это глубоко замотивировало нас узнать больше самостоятельно.

В буддизме нет одной священной книги, как у христиан — Библия, у мусульман — Коран или у иудеев — Тора. Книги буддистов — это 188 книг основного учения Будды и в два раза больше — толкования этих книг. Именно потому в центре буддизма, на Тибете готовят лам 18 лет.

В начале 90-х годов Калмыкия направила своих юных сынов на учебу в тибетские монастыри. И только сейчас они начинают возвращаться. Учат их в пяти тибетских школах — врачи, бакши — учителя, те, кто несет учение Будды, художники, астрологи и те, кто в совершенстве владеет боевыми искусствами.

В той или иной степени любой лама имеет навыки по всем пяти школам. Про чудеса тибетской медицины и мастеров боевых искусств написаны сотни книг и снято множество фильмов. Астрология — наука древняя, хотя в других религиях не признается наукой.

А вот о художниках стоит поговорить отдельно. Чему можно учиться 18 лет? Не все так просто. Искусству танка — тибетской живописи учатся всю жизнь! В этом деле не меньше секретов, чем в тибетской медицине или астрологии. Художники-буддисты пишут свои картины только минеральными, натуральными красками.

В состав красной краски, например, входит сухая кровь из носа ламы. Потрясающе! В каждом храме все стены расписаны красной краской как главной. Каждая линия, каждый штрих на полотне — плод многодневных усилий. На все нужно получить высочайшее благословение.

Тибетцы называют художников, пишущих танка, «ладжиба» — то есть «мастер, пишущий богов». Каждая фигура Будды, каждый жест должен соответствовать канонам, нельзя нарушить установленных правил. Каждую краску изготавливают в определенном возрасте. Так, белую и желтую краску должны делать молодые мужчины, синюю и зеленую — слабые и неторопливые. Краска танка не меняет своего цвета в течение очень долгого времени.

Большая удача — нам удалось увидеть процесс создания красочного панно для хурула. Мастера не была на месте, но леса и недописанная картина явно указывали на работу в процессе. Были написаны сотни маленьких Будд, но ни у одного из них не было глаз. Гид объяснила, что художник, к примеру, должен на одном полотне изобразить 198 божеств. И только 199 — с открытыми глазами. Только тогда всем остальным последний Будда может открыть глаза. Удивительная традиция.

Но самое большое восхищение нас ждало впереди!

Продолжение…

Пятирикова Жанна



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.