Маска… знакомое слово. Когда же она появилась? Античный театр? Или, может быть, Древняя Русь, представления бродячих скоморохов? И первое и второе. Только везде история у маски была собственная.
Сахара. Четвертое или третье тысячелетие до нашей эры. Пустыни еще нет, она появится позже, неумолимо пойдет на цветущую саванну, засыплет песчаными бурями, превратит зеленый ковер в ровную поверхность, покрытую квадратиками потрескавшейся глины. Здесь жили племена охотников и скотоводов. Они умели разрисовывать скалы: многоцветные фрески сохранились и поныне в Тассилин-Аджере, Феццане, Джаббарене и других районах пустыни. И вот — рисунки первых масок, нанесенные на скалу в Сафаре толстым слоем цветных глин.
Люди в личинах — на скалах и в Тассили. Высота изображений около метра. Есть и женщины в масках — сегодня такого в Африке не увидишь. Видимо, у древних сахарских пастухов были другие обычаи. Исследования, проведенные этнографами, позволили установить, что художники, создававшие эти творения, испытывали влияние культуры Древнего Египта и Средиземноморья. Но заметны и элементы чисто африканского стиля, и в масках они наиболее сильны. Это смешение понятно: Сахара в те времена была перекрестком между Африкой и средиземноморским миром, и искусство её жителей впитало культуру многих племен и народов.
Маски известны далеко не всем народам Африки. Их распространение ограничено. Это главным образом западная часть континента. А вот народы Восточной Африки личин не знали, за исключением племени маконде в Северном Мозамбике и Южной Танзании. Правда, некоторые народы Юго-восточной Африки применяют в обрядах ряжение, но оно очень скромно и состоит в основном из жгутов соломы.
Какие материалы брались для изготовления масок? Дерево, кость, металлы, кожа, перья, растительные волокна, рога, раковины, бусы, разноцветные красители. И все это использовалось с большим вкусом. Рассматривать эти произведения искусства в музее или на репродукциях недостаточно. Там они производят не то впечатление, на которое рассчитаны.
Действительно, вдумайтесь: африканцы не воспринимают личин отдельно. Они надеты на живых людей, которые не стоят на месте.
Весь набор маскарадных средств — от наголовника до бахромы одеяний, украшений-погремушек — рассчитан на мелькание. Пусть будет медленное шествие или головокружительная пляска — маска живет, движется под звуки барабана. А иногда — так задуманы некоторые маски народности сенуфо из Республики Берег Слоновой Кости, представляющие гиену или бабуина,— личина может выплюнуть трут: воображаемый огонь, который горит во рту священного животного.
Главная сила воздействия маски на сознание окружающих — в личности ее носителя. Африканцы свято верили и верят, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например воды. Конечно, зрители догадываются, кто скрыт под личиной, но эмоциональное напряжение во время церемонии заставляет верить: да, действительно она воплощает тот или иной образ.