Учитель и психолог — разные профессии

Новые воспитательные технологии, предлагающие подходы, которые исключают принуждение, как метод воздействия на ребенка — это работа педагогов, их хлеб. Другой вопрос, что в любой профессии существуют профдеформации. У шахтера трясутся руки из-за отбойного молотка, а педагог становится поучающим, контролирующим, консервативным. Педагогический подход к детям, как правило, более поверхностен, чем психологический, и это нормально.

Хорошо осуждать школьных учителей за недоработки — а примерьте их эмоциональную нагрузку! Она неподъемная, а разгрузку никто даже не планирует. Обсуждаются только детские учебные перегрузки — снова не заботимся о взрослых, даже на словах.

Никто не предупреждает девочек, поступающих в педагогический, о риске для психического здоровья, хотя он есть. Учитель может использовать рекомендации психолога, но его задача — проводить уроки, и этого уже достаточно за его зарплату. А ситуация, когда педагог жалуется родителям на ученика, кажется мне абсурдной — все равно, что мастер по компьютерам жалуется на работу монитора. Профессионал умеет сделать так, чтоб все работало.

Но есть нюансы непростого поведения сегодняшних детей, которые учителю решить не под силу — нет ни временнОго, ни профессионального ресурса. И глубокое разочарование может постичь тех родителей, которые ожидают от школы коррекции «трудного» поведения ребёнка.

Одна мудрая мама рассказывала, что после несправедливой двойки обязательно приходит в школу, даже если ее никто не вызывал, и озабочено, огорченно говорит учителю, что вчера весь вечер вынуждены были утешать рыдающую шестиклассницу. «Что вы посоветуете, как специалист, в такой ситуации? Как нам себя вести, я запишу и буду выполнять все ваши рекомендации».

Конечно, это скорее пример удачной психологической манипуляции, которая переформатирует отношения учитель-родитель — поднимает не только авторитет, но и ответственность учителя, а родитель выступает полномочным представителем своего ребенка в мире взрослых. Мы уже давно не шьем себе обувь, доверяем специалистам, а душа человеческая — неужели менее сложна?

Учитель в школе учит, причем, заметьте, главным образом корпоративной, коллективной работе, а на остальное тратится отдельное время и, может быть, отдельные деньги. Если возникают проблемы адаптации к школе, обращаются не к учителю, а к школьному или приглашенному психологу. Средние века школьной психологической службы постепенно проходят, и кое-где уже появляются неплохие специалисты.

Шевченко Алевтина



Один комментарий

  1. Да, действительно, учитель и психолог это разные слова. Давайте попробуем разобраться.

    Медик представляет медицину, науку о болезнях человека, и действует по её правилам. Психолог представляет психологию, науку о взаимодействии или противостоянии сознания (логоса) с миром души (психо) и действует по её правилам.

    А что же представляет учитель, какую науку? Напрашивается очевидный ответ — учитель представляет педагогику. Однако, это не так! Это ошибочный стереотип! Именно неразличение значения слов учитель, преподаватель, педагог, психолог приводит к внутреннему конфликту и душевному и физическому срыву работников современной школы. Заметьте, только общеобразовательной школы. В высшей школе преподаватели работают до глубокой старости без болезней.

    Причина якобы трудной работы в школе находится в том, что говорят одно, думают другое, а требуют третье.

    Слово «педагог» (греч.) означает «ведущий, сопровождающий, воспитывающий дитя». В задачи педагога в древней Греции входило сопровождать дитя от дома до школы и следить, чтобы дитятя выучила заданные учителем уроки. Дети частенько шутили с педагогом: то изобьют его, то еще чего такого же сотворят.

    В России тоже были педагоги. В «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина действует персонаж — дядька. В фильме «Гусарская баллада» девушку в сражениях с Наполеоновской армией сопровождает тоже дядька. По коридорам царских гимназий расхаживали классные надзиратели. Все они — педагоги по определению.

    Преподаватель обучает ученика понимать жизненные процессы и события, различать их по форме и выбирать наиболее подходящие стереотипы своего поведения. Можно обучать методом натаскивания, как собак. А можно научить учиться самому, то есть, как самому быстро создавать новые стереотипы поведения или выбирать подходящие из Вселенской библиотеки стереотипов. Ученик получает только то, что освоил преподаватель. Качество преподавания из поколения в поколение уменьшается.

    Школьные отличники, получившие свои оценки за счет жесткого заучивания, часто вынуждены уходить из института из-за неумения работать самостоятельно и создавать новые стереотипы поведения. Мне лично пришлось всю первую четверть учить десятиклассников умению преодолевать запреты на списывание и на работу в коллективе. Зато в оставшееся три четверти у нас шла творческая работа, все ученики получили только хорошие и отличные годовые отметки. Мои ученики превосходили выпускников техникумов.

    А что же учитель? Иисус Назорей говорил своим ученикам-апостолам:

    «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья (ученики); и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23: 8–10).

    Получается, что согласно Евангелию называть человека учителем не следует. Педагогом, преподавателем — можно, а учителем — не следует. Вот в этом и находится причина болезней школьных учителей. Видимо, кому-то это нужно, чтобы учителя нервничали и нервировали-травмировали своих учеников…

    Теперь понятно, почему говорят, что учителю необязательно быть психологом. Психолог умеет различать свои жизненные ситуации и умеет управлять качеством своей жизни. А тем, кто ввел в обиход слово учитель, этого как раз и не надо. По их желанию, пусть учитель кувыркается в своих негативных мыслеформах, да ещё и окружающих втягивает в свои кульбиты. Кому-то нужно, чтобы ученики тратили свою жизненную энергию на обезумевшего учителя. В момент гнева ученики бесполезно и безвозвратно тратят жизненную энергию, во много раз превышающую энергию ядерной бомбы.

    Мне пришлось консультировать одну заслуженную учительницу России, у которой сын находился под следствием. Она настолько зашорена стереотипами своего учительского университетского образования и школьной работой, что не сумела даже представить, как будет выглядеть благоприятный исход суда над её сыном. Она впала в ступор, и консультацию пришлось прекратить. За несколько лет взаимодействия со мной ей все-таки удалось открыть себя, и сейчас она понемножку изучает психологию, даже пригласила выступить перед своими десятиклассниками.

    Я считаю, что учитель должен быть психологом, понимать себя, понимать и различать события и процессы своей жизни, улучшать качество своей жизни. Тогда он сумеет преподать своим ученикам достойный пример для подражания, и его ученики превзойдут своего преподавателя в знаниях науки и знаниях жизни.

    Всего доброго,
    Василий Сенченко, психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.