Природа сделала человеку удивительный подарок. Она подарила ему желание, которое все время растет.
Корова не ест травы больше, чем ей необходимо, а сытый лев не обращает внимания на пасущихся рядом с ним антилоп. Человек же потребляет значительно больше, чем ему надо для здоровой и счастливой жизни.
Потребности животных строго ограничены и не меняются со временем, мы же, получив желаемое, сразу хотим большего. Так мы созданы природой, и в этом есть определенный смысл. Рост потребностей есть двигатель человеческого прогресса, потому что мысль идет за желанием, а ум развивается в поиске путей удовлетворить его.
Желание добыть больше еды и защитить себя от опасностей приводит к развитию техники, а любопытство создает науку. Приготовление пищи становится искусством кулинарии и виноделия, а процесс размножения превращается в романтическую любовь, которая находит свое воплощение в литературе и живописи.
В какой-то момент желание человека перерастает его самого, и тогда удовлетворение каждой естественной потребности превращается в нездоровое излишество. Это касается и еды, и секса, и бесконечного изобретения новых приспособлений, делающих нашу жизнь, как будто более комфортной. В итоге мы разрушаем свое физическое и душевное здоровье, вырубаем леса и заваливаем планету грудами мусора.
Наиболее разрушительным является то, что наша естественная потребность в признании и уважении перерастает в зависть, властолюбие и стремление возвыситься за счет окружающих. Постоянное стремление доказать свое превосходство стало причиной рабства и угнетения, страха и ненависти, депрессии и стресса.
Есть грань, за которой желание перестает быть позитивной развивающей силой. Оно ввергает нас в разрушительную погоню за новыми удовольствиями и бесконечное соревнование не только друг с другом, но и с самим собой. Но может ли человек остановиться и сказать «достаточно мне того, что я имею, и большего я не хочу»?
Ни на уровне цивилизации, ни на уровне отдельной личности здоровое желание не останавливается. Оно замирает только в старости, в результате болезни или потери сил. Но на место пожилых приходят молодые и двигаются дальше, одни народы сменяют другие. Стареющие народы уходят с исторической арены или обновляют свой этнический состав.
Однако рост желания может быть не только количественным. Оно может подняться на новый уровень. Так, если в животном состоянии нам хотелось только пищи, секса и телесного комфорта, то для человека важны уже богатство, слава и власть. Следующим уровнем стали тяга к знаниям и желание художественного и поэтического самовыражения.
Поначалу философия и искусство облагораживали человека. Естественные науки просвещали ум, снимая с него туман мистицизма и суеверий. Казалось, что тяга к знаниям и красоте сможет привести людей к доброй и разумной жизни в гармонии с природой и к справедливым отношениям. Однако этого не произошло.
Наука и искусство прекратили открывать человечеству новые горизонты и поднимать его над повседневностью. Они перешли на обслуживание его самых простых желаний. Наука совершенствует оружие и производство материальных ценностей, а искусство превращается в шоу бизнес. Психология занимается промывкой мозгов, развитием рекламы и организацией пиар компаний.
Человеческая мысль утрачивает остроту. В 21-ом веке все больше людей обращаются к гаданиям, мистическим практикам и вызыванию оккультных сил. Поиск счастья подменяется ростом потребления. Стремление к личной свободе делает нас индивидуалистами, интересующимися только своей собственной персоной.
О правильности подхода к решению встающих перед нами задач можно судить по результату наших действий. На сегодняшний день мы достигли всего, что угодно, но только не личного счастья и не здоровых отношений между людьми. Нам необходим новый виток в развитии желания, новая вдохновляющая цель. Желание найти свое счастье должно подняться на уровень духовного поиска – на уровень поиска смысла существования, как отдельного человека, так и человечества в целом.
Вопрос о смысле жизни — это не отвлеченная философская тема, во всяком случае, не сегодня. Только ответив на вопрос «зачем», мы сможем понять «как». Без этого мы просто не видим, в чем заключается наша польза и, стараясь сделать «как лучше», получаем «как всегда».
Если мы поймем правильное место в природе, то выйдем из конфликта с ней и тем самым избавимся от множества экологических и климатических проблем. Найдя верные отношения между человеком и социумом, мы поймем, как построить гармоничное и дружелюбное общество. Обретя смысл своего существования, мы разберемся в том, что главное, а что второстепенное в нашей жизни и поймем, наконец, в чем заключается наше счастье.
Редакция www.kabmir.com
25.02.2011 Михаил Аршавский