«Мой ребенок с удовольствием ходит в школу, самостоятельно делает уроки и учится на одни пятерки!» — отлично, если мы честно можем сказать так сами. А что делать тем, кто такую фразу постоянно слышит от друзей, а сам переживает по поводу отсутствия энтузиазма и блеска в глазах при слове «школа» у любимого чада? Как быть, если дети не любят и не хотят учиться?
Причин, по которым ребенок не хочет идти в школу, существует масса, и для начала было бы неплохо выяснить, где находятся эти самые причины, и можно ли на них повлиять.
Дело может быть в способностях Вашего ребенка. Конечно, все нормальные родители хотят, чтобы у их ребенка было достойное будущее. Правда, некоторые ошибочно полагают, что отдав малыша в престижную школу с супер-новой-гимназической программой для маленьких гениев и будущих миллионеров, проблема его будущего будет разом решена, причем положительным образом. Но ребенок может просто элементарно не тянуть сложную программу. А чрезмерная нагрузка как раз мешает его способностям проявиться. Кроме того, неудачи снижают самооценку, а это вызывает большие психологические проблемы во взрослой жизни.
Относиться к ребенку лучше не с позиции будущего: «Сейчас помучается, зато потом вырастет гений», а с позиции настоящего — вот он сейчас, здесь, перед Вами — маленький и прекрасный человечек. В Ваших руках сделать все возможное, чтобы он чувствовал себя именно сейчас прекрасным и замечательным, одним из лучших, и тогда он и в дальнейшем будет таким. А если ребенок гениален, то его способности будут обязательно замечены и в простой школе. И никогда не поздно перейти в школу с углубленной программой.
Причина нежелания идти в школу может быть не в ребенке, а непосредственно в школе: например, неподходящие правила учебного процесса, конфликт с учителем, проблемы со сверстниками или старшеклассниками и т.п. Это можно выяснить в доверительной беседе со школьником, а если ребенок маленький — в игровой форме, с помощью игрушек, ролевых игр проиграть школьную ситуацию. Тут речь идет именно о доверительном разговоре, а не о допросе.
Всем известно, что дети очень чувствительны и восприимчивы. И для решения любой проблемы ребенка главное, что ему нужно — это поддержка родителя. Имеет значение не только конкретный случай, например, конфликта с учителем, и справедливость поступка каждого, но и Ваше собственное отношение к этому. Где бы ни была справедливость, ребенку будет лучше, если Вы будете объединяться вместе с ним против его проблемы, а не наоборот. Ребенок может быть неправ, и, конечно, нужно ему это объяснять.
Однако следует различать разницу между спокойным объяснением и наказанием. В одном случае он чувствует, что Вы в любом случае на его стороне. А он всего лишь совершил ошибку, которую в другой раз можно исправить. При применении силы, грубости ребенок может вообразить, что вообще всегда глобально неправ, и что он плохой сам по себе. И, что самое страшное, что он не может рассчитывать на Вашу поддержку — Вы против него, а он остался один на один со своей проблемой.
Возможно, Вы приняли решение пойти в школу и поговорить о произошедшем с учителем. Какую стратегию поведения выбрать? Искать виноватого? Сразу обвинять учителя? Каяться за ребенка и обещать «он больше не будет»? Наилучшей стратегий будет нейтральная позиция: Вы пришли посоветоваться и решить, как Вам и учителю поступать в данной ситуации. Таким образом, Вы предлагаете свою помощь для сотрудничества, причем на одном уровне. Ведь обвиняя, Вы принижаете учителя, а каясь — принижаете себя.
Кстати, собираясь в школу, будет нелишним обратить внимание на свой внешний вид. Вспомните, что в школе действуют очень строгие правила, и если у Вас есть прекрасные обтягивающие затертые джинсы с прорезями — учитель — явно не тот человек, кому обязательно нужно их продемонстрировать. Ваше некультурное поведение, неопрятный внешний вид и все, что Вы говорите и делаете — может быть истолковано не в пользу Вашего ребенка.
Причина нежелания идти в школу может быть вызвана внутренними проблемами в семье, например, разводом родителей, потерей близкого члена семьи или появлением нового, или долгим отсутствием родителя на работе, в командировке и т.п. В таком случае сосредоточиться следует не на том, куда он не хочет идти, а на том, что у него сейчас просто недостаточно ресурсов для жизни вне дома, необходимо побыть в домашней обстановке и «подзарядиться», а самое главное, ощутить любовь близких людей.
И в таком случае задача родителей обязательно уделять ребенку достаточно внимания. Может быть, даже стоит договориться с учителями и некоторое время позволить ребенку учиться дома.
Это случай, когда стоит довериться специалистам — семейным психологам, которые помогут Вашей семье пережить кризис.
Вообще, имеет значение не только причины его нежелания, но и Ваше собственное отношение к разовому пропуску школы. Если Вы тревожитесь, что ребенок пропустит новый материал, что он отстанет, или что «нужно приучать к трудностям с детства», а быть может, «надо пожестче, а то на шею сядет», то таким образом Вы отгораживаетесь от реальной проблемы, и ребенок может начать болеть. Причем болеть он будет совершенно по-настоящему, с температурой, медицинским диагнозом. Потому что в таком случае болезнь — это его единственный шанс исполнить свое желание побыть дома.
Конечно, тут нужен здоровый компромисс. Позволяя постоянно пропускать школу, не выясняя причины, можно воспитать слишком легкое отношение к жизни, которое может в дальнейшем вырасти в безответственность. А она также вредна, как и гиперответственность.
А Вы сами очень любили в школу? Темное холодное утро, и надо куда-то идти с огромнейшим портфелем с «кирпичами»? Ведь это действительно сложно, особенно когда ты еще такой несвободный, зависимый от больших, и ничего не можешь с этим поделать, потому что еще слабо представляешь, как.
Так давайте мы, родители — поддержим наших детей и поможем им научиться проявлять и использовать все свои сильные стороны. Ведь это в наших силах.
Алла Чугуева, cемейный психолог-консультант.
Согласна с Аллой Чугуевой. Хотелось бы просто обратить внимание на систему взаимоотношений ребенка с детьми и учителями. Эмоции школьника, как правило, являются ведущими и определяют отношение ребенка к школе.