Биологи-эволюционисты считают, что любовное чувство способствует воспроизводству наиболее здорового, полноценного потомства. Тысячи лет назад в период жестоких условий выживания дети, выросшие в семье, где родители любили друг друга, были более жизнеустойчивы, т.к. мужчина оказывал своей половой партнерше в период ее беременности и после родов особое внимание, обеспечивая защиту, пищу и воспитание потомства. Поэтому любовное чувство сформировалось и закрепилось как видовой признак. Немецкий философ А.Шопенгауэр по этому поводу писал: «Индивидуализация любовного чувства у человека есть ни что иное, как хитрость природы. Она «заботится» не только о сохранении человеческого рода, но и об его природном усовершенствовании и возвышении.
А для этого недостаточно размножения путем случайного соединения особей разного пола: индивидуально-определенных производителей. У человека, в отличие от животного, речь идет не столько о прекреации вообще, сколько о воспроизводстве наиболее пригодного для мировых целей потомства. Поэтому конкретное лицо может иметь потомство не от всякого субъекта противоположного пола, а лишь от определенного, который для него особо привлекателен…»Любовь абсолютное благо, как и доброта, совесть, сострадание, милосердие — эти всечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные. Поэтому страдания, депрессии, тем более суициды со светлым чувством любовь не совместимы. Любовь — двуединое чувство, она не бывает без физического влечения, детей, продолжения рода. По этому поводу Вл. Соловьев писал: «Духовную любовь («платоническую») нельзя признать «истинной», так как не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно — телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения».
Вот, что по этому поводу считает психолог В.Франкл: «Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является проводником любви».
Эрих Фромм (классическая работа которого «Искусство любить» 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы) считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Любовь Фромм определял как «союз, при котором сохраняется цельность и индивидуальность человека» и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, «становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми».
Рей Шорт, профессор социологии университета Висконсин в Платтевилле: «Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь ассоциируется с чувством самоуверенности, доверия и безопасности.
Любовь не является всепоглощающим чувством. Сохраняется интерес ко всему.
Любовь выживает в разлуке.
Любовь проходит сквозь ссоры без потерь, обогащается опытом.
Любви с первого взгляда не бывает. А если вы приведете пример, что вам известен случай счастливой любви, то этот случай будет относиться к исключению из правила».
Д-р Карл Минненгер, выдающийся христианский психиатр, выразил эту мысль такими словами: «Любовь не вспыхивает в нас, она в нас вырастает». Любовь зреет по мере того, как пара постигает принципы любви в повседневной жизни.
Итак, подлинная любовь поднимается над влюбленностью, и нам следует не только ожидать любви и внимания от других, но самим относиться с любовью и вниманием к другим».
Любовь между мужчиной и женщиной может быть только взаимной. Если любовное чувство без взаимности — это влюбленность. Взаимность для любви — это как влага для растения, оно не только без влаги не может расти, развиваться, плодоносить, но даже семя без живительной влаги не прорастет.
Есть ошибочное мнение «Любовь — это работа по сохранению чувства, по его поддержанию и возможному усовершенствованию в течение всей жизни. Если в печку дров не подбрасывать, их не ворошить, огонь погаснет».
Влюбленность надо поддерживать и сознательно защищать, чтобы она дольше просуществовала, а любовь — это самодостаточное, психостимулирующее чувство, которое само человека делает более сильным и жизнеустойчивым. А работа — это то, что любви предшествует: приобретение необходимых знаний о природе этого чувства и объективный выбор партнера, к которому это чувство возникнет. Конечно, наши чувства и эмоции рождаются не в сердце, а в мозге.
Человеческий мозг можно назвать венцом природы, это чрезвычайно сложный, но удивительно целесообразный и гармонично устроенный орган. Сверху его покрывает так называемое серое вещество, состоящее, в основном, из нервных клеток (тех самых, которые “не восстанавливаются”) — это кора головного мозга. Под ней находятся подкорковые отделы мозга, состоящие из белого вещества.Все участки мозга достаточно узко “специализированы” — каждый из них регулирует жизнедеятельность конкретного органа или системы органов. Можно сказать, что в строении мозга отразилась вся история его эволюции: самые “старые” участки (так называемый рептильный мозг), расположенные в подкорковых отделах, руководят “животными”, непосредственными реакциями организма (борьба или бегство) в состоянии опасности или стресса (при болезни, ярости, боли, усталости). Над ними лежит группа участков, объединенных названием “лимбическая система”. Именно сюда поступают сигналы от всех органов чувств — еще до того, как сознание заметит нашу готовность увидеть, услышать, почувствовать запах или прикосновение.
Наиболее “молода” в эволюционном смысле кора головного мозга, кортекс, но именно он “делает человека человеком”, отвечая за интеллектуальные и творческие процессы.
Приняв первичную информацию от органов чувств (это и внешняя информация, и данные о состоянии организма), нервная система передает ее дальше, в удивительное образование гипоталамус: он состоит из нейронов, как нервная система, но одновременно — это типичная эндокринная железа.
В гипоталамусе и прилегающих участках мозга находятся “центры удовольствия и наслаждения”, центры тонуса сосудов, сна, аппетита, контроля эмоций, теплорегуляции, иммунитета и многие другие.
“Просмотрев” переданную информацию, гипоталамус “решает”, что с ней делать, и выделяет специальные гормоны, управляющие деятельностью гипофиза. Значение крохотной железы (ее вес всего полграмма) гипофиза трудно переоценить. Ее продукты — около30 гормонов — регуляторов (они дают сигналы — команды периферийным, то есть находящимся не в мозгу эндокринным железам) — руководят практически всеми физиологическими процессами в организме.
Один гормон “включает” или “подстегивает” в нужное время вилочковую железу, другой — щитовидную, третий — половые железы.
Некоторые раздражители носят характер безусловных рефлексов, то есть на конкретный набор раздражителей организм отвечает конкретной реакцией. Так, рептильный мозг и лимбическая система, объединившись, “сообщают по цепочке”, когда человек оказывается в стрессовой ситуации: в кровь выбрасываются “гормоны стресса” (например адреналин, вырабатываемый надпочечниками), а в лимбической системе мозга формируются чувства, связанные с неудовольствием: ревность, зависть, вина, гнев, страх.
Влияя на человека, они заставляют его искать выход из неприятного положения, в котором он оказался. Точно так же, к примеру, полуприкрытая женская грудь в определенной ситуации может вызвать у мужчины эрекцию — в кровь автоматически “впрыскивается” порция половых гормонов. Именно достаточное насыщение организма половыми гормонами делает возможным возникновение полового желания (как бы ни грустили по этому поводу романтики). Не умея выделить, заметить, проследить у себя процесс зарождения мысли, чувства, желания, мы обычно оперируем своими чувствами как чем-то самостоятельным, чисто духовным.
Захотелось мне, например, съесть яблоко, выпить стакан томатного сока или даже походить по комнате, и я это делаю. Само желание воспринимается часто просто, как произвольный акт. Но ведь все эти желания есть лишь субъективное истолкование определенного состояния той или иной группы нервных клеток головного мозга. А эти клетки, в свою очередь, “истолковывают”, отражают определенное состояние тех или иных органов и частей. Перегрелся, обезводился, например, организм. И человеку хочется пить; возник недостаток каких-то витаминов в организме, и ему хочется фруктов; образовался недостаток кальция в организме беременной женщины, и у нее появляется странное желание съесть кусочек мела. Потребность — это отражение объективных нужд организма.
Примерно по такой же схеме мы можем “хотеть” или “не хотеть” общения с тем или иным человеком, шутим или ругаемся, любим или влюбляемся.
Если влюбленность основывается на гормонах и ситуационных признаках, то любовь основывается на фундаментальных признаках психики, открытых К.Г.Юнгом.
В этой статье приведены признаки любви, которые можно назвать внешними. Вот их перечень.
- Вдвоем интересно, уютно, свободно, преобладает готовность к радости, оптимизму, спокойно (или успокаивающе), отсутствует готовность защищаться, оправдываться.
- Естественное распределение психологических обязанностей (один шутит, другому смешно, один делает логические выстраивания, планирует, другого это устраивает наилучшим образом и т.д.), специфический вклад каждого в оптимальные ход, ритм и насыщенность жизни.
- Партнер понятен, от этого очевидная прогнозируемость, уверенность в будущем, его желанность.
- И в себе ощущаешь, и в партнере чувствуешь признательность, нужность, полезность.
- Возникает ощущение дополнения друг друга, чувствуешь в партнере вторую половину — собственную завершенность, самодостаточность, становятся не актуальными проблемы и комплексы, остаешься самим собой естественным, отпадает необходимость в себе что-то менять, сдерживать или наоборот усиливать, быть неискренним, подыгрывать, приспосабливаться. Это приводит к раскрепощению, наиболее полному раскрытию способностей.
- И в паре, и вне ее чувствуешь уверенность в себе, собственной полноценности, значимости.
- Ко всем выше описанным признакам любви быстро привыкаешь, они становятся будничными, малозаметными и не воспринимаются как феномены, а как само собой разумеющееся. Это как здоровье: когда оно есть, его не замечаешь, а замечаешь, когда оно пошатнулось или утрачено.
Евгений Пушкарев
По материалам http://magazine.mospsy.ru