До апреля 2006г. в лицензионных договорах на передачу прав на показ (демонстрацию) фильмов, произведенных украинскими киностудиями, в Россию мы указывали НДС — 0%. Кино (видео) копии фильмов в Россию не пересылались, поскольку исходные материалы или копии этих фильмов у нерезидентов уже были, не было только прав. С введением понятия «Место поставки товара (услуг)» налоговая инспекция считает, что теперь сумма вознаграждения, полученная от нерезидента по лицензионному договору, должна облагаться НДС по ставке 20%.
Понятие места поставки услуг появилось в Законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» после изменений, внесенных в этот Закон 25.03.2005г. С этого же момента исчезло общее понятие экспорта услуг. Теперь нулевая ставка применяется только к услугам, сопутствующим экспорту товаров.
В соответствии с п.п.3.1 Закона объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются:
1. операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на территории Украины.
2. операции по ввозу товаров (сопутствующих услуг) на территорию Украины
3. операции по вывозу товаров в режиме экспорта.
Сейчас нас интересует первый пункт. Учитывая определения места поставки услуг (п.6.5 Закона), большинство видов услуг, которые предоставляют наши предприятия, попадут в категорию услуг, место предоставления которых находится на территории Украины. Причем независимо от того, кому предоставляются услуги – резиденту или нерезиденту. А это означает, что ставка налогообложения таких операций – 20%.
Но давайте разберемся с тем, что же такое лицензионный договор. В соответствии со статьей 1109 Гражданского Кодекса Украины по лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта прав интеллектуальной собственности (лицензию) на условиях, определенных по договоренности сторон с учетом требований этого кодекса и других законов. В лицензионном договоре определяются:
- вид лицензии;
- сфера использования объекта права интеллектуальной собственности (конкретные права, которые предоставляются по договору, способы использования объекта, территория и срок, на который предоставляется лицензия);
- размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения за использование объекта права интеллектуальной собственности;
- другие условия
При этом права на использование объекта права интеллектуальной собственности и способы его использования, которые лицензионным договором не определены, считаются не предоставленными лицензиату.
Правом интеллектуальной собственности является право определенного лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности.
Право на использование объекта права интеллектуальной собственности и исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности относятся к имущественным правам интеллектуальной собственности (ст.424 ГКУ) и могут быть предметом договора. При этом право интеллектуальной собственности и право собственности на вещь не зависят друг от друга, и переход права на объект права интеллектуальной собственности не означает перехода права собственности на вещь (ст.419 ГКУ).
Перечень объектов права интеллектуальной собственности определен статьей 420 ГКУ. В частности, к объектам права интеллектуальной собственности в соответствии с этой статьей относятся литературные и художественные произведения, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания.
В свою очередь, в соответствии с Бернской конвенцией «Об охране литературных и художественных произведений» от 24.07.1971г., термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом они не были выражены, например книги, брошюры, драматические и хореографические произведения, музыкальные и кинематографические произведения и пр.
Таким образом, кинематографические произведения (фильмы) являются объектом права интеллектуальной собственности.
Вознаграждение, получаемое лицензиаром по лицензионному договору, является не платой за услугу, а платой за реализованное имущественное право интеллектуальной собственности на объект права интеллектуальной собственности. И это имущественное право реализуется путем предоставления лицензиату права на использование (показ, демонстрацию) кинематографической продукции. Лицензиат получает право интеллектуальной собственности на фильм без получения права собственности на этот фильм. И вознаграждение лицензиару по лицензионному договору выплачивается в виде роялти.
В целях налогообложения определение роялти дано в Законе «О налогообложении прибыли». В соответствии с п.1.30 Закона, роялти – это платежи любого вида, полученные как вознаграждение за использование или предоставление права на использование любого авторского права на литературные произведения, произведения науки и искусства, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио или телевизионного вещания.
Не считаются роялти платежи за получение объектов собственности, указанных выше, во владение, распоряжение или собственность лица, если условия использования таких объектов дают пользователю право продавать или отчуждать другим способом такой объект собственности.
В законе «О налоге на добавленную стоимость» есть прямая ссылка на то, что термин «роялти» в целях налогообложения НДС понимается в значении, приведенном в Законе «О налогообложении прибыли предприятий» (п.1.17).
Операции по выплате роялти в денежной форме не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (п.п.3.2.7). Причем так было и до 25.03.2005г. При получении роялти мы не платим НДС не потому, что ставка налога 0%, а потому, что эти платежи — не объект налогообложения.
В ситуации, которая описана в начале рассылки, на мой взгляд, существенную роль будет играть лицензионный договор. Если его условия не предусматривают право лицензиата (лица, которому предоставлено право демонстрации фильма) продавать, передавать или отчуждать кинематографическую продукцию (т.е. лицензиат получает право интеллектуальной собственности на фильм без получения права собственности на него), то платежи по такому договору соответствуют понятию роялти и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Во всех других случаях подобные операции будут попадать под определение поставки услуг и, с учетом понятия места поставки, будут облагаться НДС по ставке 20%.
Хочу обратить внимание на то, что на первый взгляд, операция, по которой НДС начисляется по ставке 0% и операция, освобожденная от налогообложения, одинаковы – налоговых обязательств нет. Однако, когда мы говорим о налоге на добавленную стоимость, всегда есть еще и вторая сторона – налоговый кредит. И вот здесь две названные операции различаются принципиально. В соответствии с п.п.7.4.2 Закона «О налоге на добавленную стоимость» если налогоплательщик приобретает (изготавливает) товары (услуги) или основные фонды, которые предназначены для использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением, не включаются в состав налогового кредита. А вот операция, по которой мы начисляем 0%, является налогооблагаемой и сформировать налоговый кредит мы имеем полное право.
Документы по теме: Письмо ГНА Украины от 16.08.2006г. №15426/7/15-0317 «Относительно понятия «роялти». В этом письме ГНАУ разъясняет, что если лицензиат приобретает право интеллектуальной собственности на объект без приобретения права собственности на этот объект, то платежи по такому лицензионному договору соответствуют понятию «роялти». Аналогичного мнения придерживается и Комитет Верховной рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности (письмо №06-10/10-375 от 09.08.2006г.)
Прокопенко Елена