Давайте подумаем, а почему вообще появился такой феномен, как школьный психолог? И я не предлагаю рассматривать этот вопрос поверхностно… Давайте заглянем в корень и тогда, возможно, мы увидим, что школьные психологи пирзваны решать проблемы, которые не решаемы в принципе! Во всяком случае не решаемы с помощью школьных психологов.
Смотрите… почему, зачем и когда взрослый человек идет к психологу?
-
потому что чувствует себя несчастным,
-
затем, чтобы получить помощь в решении проблемы и поддержку
-
тогда, когда сам решить проблему не может (не видит выхода) и когда поддержки ждать неоткуда (и нет увернности в себе)
Последний пункт здесь самый значимый. То, что взрослому человеку не с кем поделиться своими бедами — ни у кого удивления не вызывает.
А когда к психологу обращается ребенок? Я сейчас не буду рассматривать примеры принудительных школьных методов повышения психологической культуры, которые проводятся психологом самостоятельно или по приказу школьной администрации. Я предлагаю рассмотреть пример, когда ребенку плохо и он вынужден просить помощи у школьного психолога.
И вот здесь давайте обратим внимание на то, почему ребенок идет к постороннему человеку за помощью? И почему его самые близкие люди — родители, очень часто и не подозревают о том, что с ребенком что-то происходит. И почему зачастую первой просьбой ребенка к психологу является сохранить их беседу в тайне именно от родителей?
Возможно в этом и кроется причина того, что работа школьного психолога напоминает сизифов труд? Как можно научить маленького человека решать свои проблемы самостоятельно и находить резервы в себе самом, верить в самого себя, если изначально самые близкие люди — родители уничтожили эту веру на корню своим воспитанием?
А знаете, какое самое главное правило психологической работы с детьми? Какой залог эффективности? Параллельная работа с родителями… Вот так то…
Потому что корни ВСЕХ детских проблем — в нас с вами. В тех наших перекосах в голове, когда мы пытаемся из нашего уникального и неповторимого ребенка сделать буратино, убрав все лишнее, в том числе и самое главное… Потому что оно выпирает, как длинный нос и не соответствует общерпинятым нормам и стандартам… и очень хлопотно с нам с такой выпирающей индивидуальностью маленького человека… и очень удобно, когда он послушен и живет «как все…»
Главная моя мысль — если у ребенка есть проблемы, давайте в первую очередь смотреть на себя. Давайте задавать себе вопрос: «Что во мне есть такого, что спровоцировало проблему моего ребенка?»
Это очень важно. И понять это можно только в случае безусловной любви к своему чаду. О такой любви мы еще будем говорить, и много. И о многом другом…
Яна Лан