Ребенок отказывается ходить в туалет

Моей первой дочери через два месяца исполнится 6 лет. Она самостоятельная, развитая, любит читать и рисовать, не любит детский сад, общение с группами детей и ложиться спать. Есть ревность ко второй дочери (9 месяцев), но вполне, как нам кажется, безобидная. Уже давно, лет с трех, проблема с посещением туалета — может сильно захотеть во время поездки, например, или прогулки, но не говорит, что хочет. У нее заметно портится настроение, говорит «Хочу спать», «Хочу домой», если спрашиваем — хочешь писать или какать?, предлагаем туалет — не соглашается, плачет, злится. Даже в критической ситуации, когда вот-вот описается — все равно не говорит, что хочет писать.

Еще важно, наверное — она никогда не признается, если что-то болит, ударилась или что-то не так. С трудом делает что-то новое, не хочет начинать. Если делает и ей явно нравится, а я спрашиваю, будешь ли еще кататься на роликах, например — говорит, что не будет. Или говорит «ну, если ты хочешь» — это значит, что и хочет, и будет. Она очень настаивает на соблюдении правил, например, я предлагаю ей не спать во время «тихого часа» в детском саду, но она не соглашается, говорит — нельзя! Иногда все становится нормально, а иногда переклинивает и начинается снова.

Объяснения, что все писают и какают — не помогают. В отпуске даже ходили превентивно писать каждые два часа. Такое впечатление, что она рада, если вопрос туалета я беру на себя. Что делать нам? Спасибо.

Ответ

Некоторые дети рождаются на свет с очень чувствительной нервной системой. Судя по описанию, ваша дочь из их числа. Такие малыши крайне настороженно относятся ко всему новому, иногда даже отторгают его, стараются во всем следовать раз и навсегда установленным правилам – таким образом достигается чувство безопасности, стабильности окружающего мира. Ранимые и склонные глубоко переживать мельчайшие события, эти дети нередко травмируются там, где большинство других детей даже не заметят происшедшего.

То, что вы описываете, можно назвать типичным «туалетным неврозом», и, к сожалению, это явление отнюдь не редкое. Причиной туалетного невроза бывают те или иные психотравмирующие события, происшедшие в период приучения ребенка к горшку, чаще всего – связанные с самим процессом приучения. Для сензитивного, ранимого ребенка достаточно один раз отругать за испачканные штанишки, чтобы процесс отправления естественных надобностей мгновенно был связан с негативными эмоциями и стал вызывать страх или напряжение.

Дело в том, что функции мочеиспускания и дефекации – самое первое, что ребенок оказывается в состоянии контролировать. Для него ощущение контроля, власти над собственным телом, важно чрезвычайно, это первая личностная победа, огромный рывок в развитии. Случается, что чрезмерно тревожные и ретивые родители стараются подтолкнуть ребенка к возможно более раннему приучению к опрятности (согласно современным исследованиям, приучение к горшку не должно начинаться ранее 18 мес.), или стараются предотвратить «аварии», принудительно водя ребенка в туалет регулярно. Это лишь способствует развитию туалетного невроза – вместо того, чтобы научиться контролировать выделительные фуннкции тела самому, ребенок убеждается, что он не в состоянии этого сделать, и передает эти функции родителям. Появляется капризность, раздражительность, слезы в ответ на вопросы, хочет ли ребенок в туалет, сухие ли у него штанишки – неудивительно, ведь каждый такой вопрос напоминает ребенку о его провале, об области его «не могу».

Что делать в такой ситуации? В первую очередь, взять себя в руки и настроиться на довольно длительный процесс. Как ни парадоксально, чтобы избавиться от туалетного невроза, тема туалета в доме должна быть закрыта, всякий контроль по этому поводу снят. Достаточно сказать девочке, что с сегодняшнего дня она сама решает, когда и как ей ходить в туалет. Любые выяснения вопроса, хочет ли она писать, должны находиться под запретом. Если произойдет «авария», необходимо объяснить ребенку, что ничего страшного не произошло, и успокоить его. Основная задача этого этапа – принятие собственных телесных функций такими, каковы они есть, признание их права на существования. Этот этап должен занимать как минимум две недели, лучше месяц и больше. Запаситесь сухим бельем и терпением.

На следующем этапе можно предложить девочке разыграть сценку с куклами «Мишка идет на горшок», «Кукла играла и захотела в туалет», нарисовать девочку на горшке, придумать вместе про нее историю. Этот этап поможет лучше понять, чего именно боится ребенок, как он переживает свои «туалетные проблемы».

Любое самостоятельно принятое решение о походе в туалет должно встречать огромное одобрение и поддержку родителей. Несмотря на то, что, возможно, с вашей точки зрения ничего особенного не произошло, для ребенка такой шаг очень важен, а поддержка взрослых насущно необходима.

Если по истечению двух-трех месяцев не будет наблюдаться улучшений, я рекомендую обратиться к детскому психологу за консультацией.

Ильина Светлана



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.