Роль и функции социологии в обществе

Роль социологии в обществе определяется его предметом, а реализуется функциями.

Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками активно участвует в познании объективной реальности, помогает выяснять и формировать новые теоретические и практические знания о мире, в котором живет человек, о закономерностях развития социальных отношений в нем.

Социология молодая и очень динамичная наука. Она все еще находится в стадии становления, и в ней много «белых пятен»: не сформирована окончательно методология, продолжаются дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и т.п., поэтому теоретико-познавательную функцию прежде направлено на саморазвитие науки, познания самого себя. Это соответственно стимулирует деятельность и самих социологов.

Основной задачей социологии, связанным с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Важнейшие научные результаты социологических исследований получают свое воплощение в различных отчетах информационных и аналитических довод, монографиях, выступлениях ученых страницах центральных газет, по телевидению и радио. И это является проявлением описательно-информационной функции социологии.

Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных областях общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д..

Такая функция называется прикладной, прогностически-преобразовательной, или конструктивной. Как справедливо отмечает К. Грищенко, социология, пожалуй, единственная из общественных наук, которая не только призвана, но и имеет реальные возможности раскрыть состояние, направление, тенденции движения современного общества, спрогнозировать ближайшую и отдаленную перспективу его развития, причем не только в исследовательском, теоретическом плане, но и в практическом, прикладном. С помощью социологических исследований выявляются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями.

Нельзя осуществлять преобразований, затрагивающих интересы многих людей, без учета, как именно эти преобразования восприниматься ими.

В прошлом отечественных социологов не привлекали к подготовке фундаментальных управленческих решений. Таким образом можно привести много примеров, когда масштабные решения, которые принимались без социологической экспертизы, оказывались не только нежизнеспособными, но даже вредными: построение колхозов и совхозов, признание населенных пунктов «неперспективными», попытки ликвидации личных подсобных хозяйств, построение «дворцов культуры» в небольших поселках, на мелких предприятиях, «переброски» рек, образования искусственных водоемов и переселения в связи огромных масс населения и т.п..

Сейчас, как консультантов и экспертов, ведущих социологов постоянно привлекают к многочисленным государственных и общественных организаций с целью обоснования принимаемых ими решений, прогнозирования их последствий, анализа электорального поведения населения и т.п..

Однако, как справедливо замечает К. Грищенко (о других известных социологах можно узнать из этого сайта: http://uastudent.com/category/sociologija/), делается это еще не достаточно. Научные достижения социологии еще не привлекают должного внимания со стороны высших законодательных и исполнительных органов власти, выводы и рекомендации ученых недостаточно учитываются при решении сложных социальных проблем современного развития общества, что, наряду с другими факторами, приводит к крайне неэффективное функционирование многих его структур.

Главной причиной невостребованности социологии является то, что интересы страны и ее граждан, с одной стороны, и интересы властных структур, с другой — далеко не всегда совпадают.

Такое расхождение интересов во многом обусловлена преобладанием во властных структурах эгоистически-клановых интересов, влиянием теневых механизмов деятельности отечественных олигархов.

Популяризация социологических знаний среди управленческого персонала, представителей властных структур предотвращать многим негативным последствиям управленческих решений. Эффективное прогнозирование и разработка таких решений возможны лишь при условии социологической грамотности управленцев, глубокого усвоения ими знаний, методов и методик социологии, формирование практических навыков их применения.

Последнее относится уже к мировоззренчески-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 года социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов «технократического» и «чисто экономического» мышления руководителей разных уровней управления.

Американская социологическая ассоциация постоянно публикует достаточно объемные списки должностей, на которые могут претендовать люди, которые получили социологический профессиональный подготовку разного уровня обучения. В нашей стране социологов (помимо чисто социологических служб) приглашают на работу в различные административные органы, отделы министерств, службы занятости, теле-и радиоцентры, органы правопорядка. В последние годы распространяется новый вид трудовой занятости на базе социологического образования — социальная работа.

Однако социология имеет возможность влиять на социальную жизнь
не только через структуры власти. Одним из путей распространения социологических знаний является сотрудничество социологов-профессионалов из управленцами, предоставления последним методической и консультативной помощи. Для распространения и популяризации социологических знаний нужно использовать и средства массовой информации, издательскую базу. Пропагандируя социологические знания среди всех слоев населения, ориентируя их, помогая разобраться в сложных проблемах, определяя оптимальные варианты деятельности, она оказывает непосредственное влияние на все слои общества. Социологические знания, научное толкование событий, которые произошли в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов.

Это уже относится к идеологической функции социологии, ориентирующая, мобилизует, прежде через образование, через проникновение социологических знаний и социологического стиля мышления в различные сферы общественной жизни. Некоторые ученые не признает идеологической функции социологии, мотивируя это тем, что идеология — непременно классовая по содержанию, политически ориентирована система взглядов. Но в широком смысле идеология — это совокупность взглядов и представлений, которые ориентируют людей, мобилизуют их для определенной общественно значимой деятельности.

Реализация функций социологии неотделима от тех воспитательных эффектов, проявляющихся в формировании диалектического соотношения общечеловеческих, групповых коллективных и индивидуальных социальных интересов и отношений, которые способствуют взаимопониманию,
сохранению и развитию индивидуальных предпочтений, облегчению взаимодействия представителей различных социальных групп и профессий. Материальной основой этого процесса является разнообразие форм собственности на средства производства. И на этом следует особо подчеркнуть, ибо известно, что философия образования когда-то выдвинула тезис о всемогуществе воспитания. Веру во всемогущество воспитания и быструю смену сознания в условиях общественной собственности, как известно, поддерживали политические деятели советского государства и коммунистической партии, предоставляя огромное значение идеологическому влияния на трудящихся, усилению агитации и пропаганды. Однако практические последствия этого процесса в значительной степени разошлись с прогнозами. Очевидно, взаимосвязь общества и лица нельзя сводить только к идеологического воздействия первого на второго. Актуальным в этом плане преодоления отчуждения человека от средств производства через разгосударствление, ликвидацию монополии государственной собственности, переход к различным формам собственности, к рыночным отношениям. Это будет способствовать активизации человеческого фактора, преодолению социальной апатии, будет залогом успешного решения проблем становления независимой Украины.

Таким образом, функции социологии разнообразные, но главное в них — дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.