Балуем ребенка

Воспитывая малыша, стараясь отдавать этому процессу все наши силы, время и вкладывая, казалось бы, всю душу, «однажды утром» мы можем обнаружить, что любимое чадо село нам на шею, свесило ножки, погоняет нас и прекрасно при этом себя чувствует. Мы недоумеваем и теряемся в догадках: то ли это очередной возрастной кризис, то ли особенности характера, то ли (упаси боже!) избалованность. Мы начинаем докапываться до причин этого явления, стараясь вспомнить тот момент, с которого все пошло не так, как нам хотелось бы. Может, мы слишком часто брали дитя на руки? Или покупали ему слишком много игрушек? А может, наоборот, нам постоянно не хватало времени на общение с ребенком, и мы доверили это бабушкам и дедушкам? Так или иначе, ребенок уже избалован. Можно ли исправить ошибки воспитания и стоит ли вообще это делать?

Баловство и избалованность: почувствуем разницу

Некоторые полагают, что эти понятия тождественны и между ними можно поставить знак равенства. На самом деле это не так.

Под избалованностью обычно подразумевают невоспитанность. Действительно, эмоциональная неустойчивость, капризность, нежелание слушать и слышать родителей, отсутствие самостоятельности, эгоцентризм, неумение строить взаимоотношения с другими детьми – далеко не полный перечень «симптомов» того, что родители допускают какие-то ошибки в воспитании. Про таких детей мы говорим: «Его (ее) избаловали».

Но «избалованный ребенок» и «баловень» — это не одно и то же. Можно избаловать ребенка материальными вещами, потаканием его капризам и вообще отсутствием системы в воспитании. Избаловать ребенка вниманием и эмпатией нельзя. Баловни – те, кто купается в родительской любви, получая ее столько, сколько им нужно – не меньше, но и не больше. Баловни – те, кому часто дарят подарки, но не потому, что они сами этого требуют, а потому, что дарящий делает это от чистого сердца. Баловни – те, кому многое позволяется, но не из-за попустительства или ложного чувства вины родителей, а потому, что ребенок знает, что ответственность за свои поступки будет нести он сам. Баловни – те, чьи просьбы не остаются без внимания, но это является не результатом того, что ребенок вознесен на пьедестал своими ближайшими родственниками, а указывает на то, что в семье принято внимательно относиться к людям. Баловни – те, кого любят не за их успехи, а за их уникальность, просто потому, что они есть.

Ставим диагноз

Вышеописанные «симптомы», по которым мы можем судить о том, является ли ребенок избалованным, как правило, наличие этой избалованности и подтверждают. Однако нельзя сбрасывать со счетов и то, что они могут указывать не только на ошибки воспитания, но и на причины, не всегда зависящие от родителей. Неуправляемость ребенка  может быть как следствием врожденной или приобретенной патологии нервной системы, так и проявлением невротизации. Подобным образом ребенок может также вести себя в период выздоровления после тяжелой болезни, когда его нервная система ослаблена, так же как и другие системы организма, и просто не справляется с обычными для здорового ребенка нагрузками. Впрочем, дифференциальная диагностика, как правило, не представляет большого труда, потому что в случае «классической» избалованности всегда прослеживается связь между неправильным поведением родителей, бабушек с дедушками и «дурным» поведением ребенка. Обычно это очень хорошо видно со стороны, потому что, находясь в данной ситуации, не всегда можно увидеть свои ошибки, совершаемые часто на бессознательном уровне.

Кто виноват? Ошибки родителей и «родителей родителей»

Как происходит развитие «болезни»? Возможны различные сценарии.

Например, такой: рождается ребенок – первый, а то и единственный – и становится центром вселенной для окружающих его родственников. Сверхценное отношение к нему проявляется буквально во всем: чихнет – все бегут с носовыми платочками, а самые «чувствительные» вызывают карету скорой помощи; захочет новую игрушку – все устремляются в магазин, пытаясь сделать это первыми, чтобы заслужить одобрение ребенка; ударит товарища по играм – пожурят для виду и шлепнут небольно по попке, внутренне же порадуются – «молодец, не даст себя в обиду, в жизни это пригодится»; упадет на пол и забьется в истерике – получит все, что пожелает («чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало»). Следствием такого «воспитания» становится уверенность ребенка в своем всемогуществе («все исполнится как по мановению волшебной палочки – стоит только захотеть»). Каково же будет его разочарование, когда границы Его вселенной расширятся, в его окружении появятся люди, задающее определенные рамки (воспитатели, учителя, другие дети)! Король-то окажется голым!

Не меньшим «злом» оказываются сверхзанятые родители. Испытывая вину за свое постоянное отсутствие, они откупаются от ребенка материальными вещами. Вырастая в обстановке эмоциональной холодности, ребенок не ценит подарки, которые постепенно становятся все более и более дорогими, так как вина и отчужденность родителей возрастают. Испытывая злость к покидающим его родителям, ребенок пытается досадить им, испытывая на прочность отношения, которых, по сути, давно уже нет. Он сам становится эмоционально холодным, эгоистичным и, что самое страшное, не умеющим строить отношения с людьми.

Неспособность или нежелание родителей определить четкие параметры воспитания и построить отношения с другими родственниками (бабушками и дедушками) таким образом, чтобы ребенок не страдал от противоречивых требований, также являются причиной избалованности ребенка. Живя «на два дома», получая у бабушек с дедушками то, чего не позволено у родителей или наоборот, ребенок быстро научается манипулировать взрослыми. «Война миров» в стремлении перетянуть ребенка на свою сторону кончается всегда плачевно: в ней нет ни победителей, ни побежденных, есть лишь жертва незрелого поведения взрослых – ребенок-манипулятор.

Иногда избалованный ребенок – результат того, что он вынужден играть роль «витрины достижений» родителей. Своим видом он как бы представляет и демонстрирует материальный достаток и «компетентность» родителей. Он учится в специализированной школе, одевается в одежду от «D&G», занимается престижным видом спорта, играет на скрипке, выгуливает редкую и дорогостоящую чи-хуа-хуа…

Что делать? Как сказать «нет»

В стремлении оградить своего отпрыска от переживаний по поводу неполучения им очередной машинки или 35-й по счету куклы, некоторые родители готовы пойти на любые уступки и материальные траты. Не желая или не умея прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, они бросаются исполнять любое его требование даже тогда, когда чем-то заняты, показывая тем самым ребенку, что можно не принимать во внимание интересы других людей. Стремясь накормить повкуснее и одеть покрасивее, родители думают, что это и есть критерии счастливого детства, но тем самым удовлетворяют не желания ребенка, а свои собственные. Давая внучку запрещенную до обеда конфетку, бабушка говорит ему: «А мы маме не скажем!» — приучая его манипулировать взрослыми. Продолжать этот список можно до бесконечности.

Однако убежденность родителей в том, что ограничения вредны для психики ребенка, не имеет под собой так называемой научной почвы. Так же, как нельзя избаловать грудного младенца, предлагая ему по его требованию питание и удовлетворяя его эмоциональные потребности, так же формирующемуся человеку необходимо дать понять, что  у других людей существует своя жизнь. Выстраивая свои взаимоотношения с людьми, для ребенка важно чувствовать, где кончается его личность и начинается личность другого. Задавая сыну или дочери определенные рамки, вводя понятия «можно» и «нельзя», мы, на самом деле, тем самым облегчаем ему жизнь. Чуткое руководство компетентного и уважаемого взрослого идет ребенку на пользу – он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность формируется в соответствии с принципом реальности, а не фантазийной уверенностью в собственном всемогуществе, способной перерасти в будущем в мегаломанию. Говоря «да» в тех случаях, когда нужно сказать «нет», мы выращиваем будущих Нарциссов, благоприятной почвой для роста которых являются наши слабости и сомнения.

Сказать «нет» ребенку не так сложно, как это может показаться. Если при этом мы даем понять ему, что отказ – это не проявление нелюбви, а в данном случае просто необходимость, ребенок соглашается с этим без особого сопротивления. Главное условие – отказ действительно должен быть обоснован. Если ребенку понравилась в магазине игрушка, а у мамы достаточно средств для ее приобретения, то нет ничего зазорного в том, чтобы ее купить. Каждой маме виднее – минутная ли это прихоть или ребенок на самом деле увидел то, о чем мечтал. Если семейный бюджет не предусматривает частых и значительных трат на игрушки, то стоит объяснить это ребенку. Зная, что деньги не валятся из рога изобилия, он будет более избирателен, и ценность подарка в его глазах от этого только повысится. Немаловажным является также то, чтобы сегодняшнее «нельзя» не превратилось в завтрашнее «можно» и наоборот. Если не заданы четкие критерии, это дезориентирует ребенка и развивает капризность. Он понимает, что стоит немного поплакать и тогда то, что было запрещено, станет разрешено. Также очень плохо, если запреты и разрешения родителей и бабушек с дедушками не совпадают. Чтобы этого не происходило, родители, как самые близкие и ответственные за его воспитание люди должны взять ситуацию под контроль и на семейном совете договориться о том, чтобы реакции воспитателей на запросы ребенка не отличались друг от друга.

 Перевоспитание: работа над ошибками

Что делать если однажды вы все же «диагностируете» избалованность у вашего ребенка? Как исправить допущенные ошибки и стоит ли вообще это делать?

Те, кто согласен мириться с капризами ребенка и его неуважительным отношением к своему окружению, могут тешить себя мыслью, что когда-нибудь в будущем воспитанные таким образом черты характера могут ему пригодиться. Каким образом?

Как сообщает агентство Ananova, эксперты из Римского института психологии изучили карьерный рост и особенности характера трехсот итальянских топ-менеджеров. Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных в детстве были крайне избалованными детьми. Итальянские психологи считают, что так называемые «испорченные» дети страдают меньшим количеством комплексов, и они более уверены в себе и своих возможностях. С детства им внушали, что они самые лучшие и самые умные, и в результате дети стали совершенно искренне в это верить. Поэтому им не составило особых трудов убедить окружающих в своей исключительности. «Испорченные» дети очень быстро привыкают получать все, что они хотят, поэтому в зрелом возрасте они практически всегда нацелены на победу. Привычка получать желаемое перерастает в стремление быть всегда первым.

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что, скорее всего, речь здесь идет не об избалованных детях, а о тех, кого мы выше определили как «баловни». Потому что избалованные дети на самом деле не способны не только на адекватные интеракции, но и не имеют сил и терпения доводить дело до конца. Привычка получать все и сразу формирует как раз пассивное отношение к миру. Действительно, зачем напрягаться, когда все желания и так исполняются сами собой? На мой взгляд, способностью ставить и достигать определенные цели обладают как раз те, кого баловали «правильно»: любили, «задаривали» вниманием, и, вполне вероятно, внушали мысли о собственной исключительности.

Если же ребенок явно «испорчен дурным воспитанием», нужно принимать меры – и чем раньше, тем лучше. Как правило, родители не предпринимают никаких действий до появления такого грозного симптома как «истерика». Однажды ребенок, который привык дома «канючить» и добиваться своего «если не мытьем, так катаньем», падает в магазине на пол и захлебывается в собственном крике только потому, что мама не купила ему игрушку. Реакция родителей – растерянность, ощущение беспомощности, стыд и желание поскорее закончить этот «концерт». Почти всегда в данный момент рядом оказывается сердобольная старушка, которая жалеет малыша и пристыживает «жестокую мамашу». В результате ребенок добивается желаемого, а мама покидает арену, потерпев поражение в схватке с манипулятором. В дальнейшем такие истерики могут происходить и дома – когда ребенку не дают посмотреть мультики или не разрешают съесть конфетку. Действия родителей в таких ситуациях должны быть стандартными – не ругать, не уговаривать ребенка успокоиться и уж ни в коем случае не покупать или не давать ему то, из-за чего он и устроил эту истерику. Нужно проинформировать ребенка, что дальнейший разговор с ним состоится только после того, как он успокоится и оставить актера без зрителей. Если это происходит в магазине или на улице – достаточно уйти из его поля зрения, дома же нужно просто выйти из комнаты. Так как, несмотря на бурное проявление эмоций, ребенок все же контролирует ситуацию (о чем говорит его внимательное отношение к реакциям взрослых) – он не способен нанести себе сколько-нибудь серьезных повреждений. Пара царапин или ссадин – максимум, на что он может пойти, чтобы потом иметь возможность обвинить родителей в «жестокосердии». Зато он быстро понимает, что такое поведение непродуктивно. О том, что наличие или отсутствие истеричного поведения связано с реакцией на это взрослых говорит тот факт, что дети, ведущие себя «отвратительно» с одним из родственников, сущие ангелы с другим.

Вообще, терпение – это приобретенный навык. Не желая терпеть ни минуты, ребенок младенческого возраста требует удовлетворения своих потребностей в момент их возникновения, но постепенно в результате правильного воспитания он научается соотносить свои требования с желаниями и возможностями других людей. Если ваш подросший ребенок слишком нетерпелив, попробуйте постепенно удлинять время ответа на его просьбы (естественно, выполнимые). Когда он просит, например, поиграть с ним, не бросайте сразу все свои дела, а скажите, что поиграете, когда освободитесь. Конечно, период времени, когда ребенку приходится выдерживать эту фрустрацию, не должен быть поначалу слишком длительным. Приучая ребенка к терпению, мы учим его ценить общение с людьми, которые предстают перед ним личностями, а не просто средствами для удовлетворения его потребностей.

И, в конце концов, пытаясь перевоспитать вашего «вождя краснокожих» договоритесь с бабушками и дедушками еще «на берегу» о том, что ни вы, ни они не будете удовлетворять его прихоти только для того, чтобы перетянуть его на свою сторону.

Анастасия Гареева

http://www.gareeva.ru/



комментариев 8

  1. Хотела спросить, а как долго может продолжатся это перевоспитание. Потому что у меня оно длится уже год, а ребенку всего 1,7, и терпение у меня уже закончилось.

  2. Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы рассчитывать на какие-либо ощутимые результаты. Возраст ребенка около 2-х лет вообще очень труден для родителей. Дело в том, что 1,5-3 года — это т.н. «анальный» период детского развития. Именно в этом возрасте дети проявляют свой характер, отстаивают свою самостоятельность и автономность, отвечая на все реплики родителей словами «нет» или «я сам». А еще это возраст приучения к порядку (а именно сейчас они (дети) любят всё пачкать и разбрасывать). Так что родителям остаётся только повторять себе снова и снова: «неприятность эту мы переживём» :) Этот возраст, на самом деле, нужно пережить, не слишком ограничивая инициативу ребенка (если вы не хотите, чтобы он вырос в человека, который склонен везде видеть правила и неспособен к творчеству).

    • Анастасия, а почему 1,5-3 года — это т.н. “анальный” период детского развития?
      Как это связано с попой?

      А какие еще периоды бывают?

      О, боже, я издохну не от жизни или болезней, а воспитывая своего ребенка…

      • Зина, take it easy :-).

        Наши пра-прабабушки про анальный период слыхом не слыхали, а детей вырастили, в том числе гениев и героев. Ну, капризит дитя. Может, чувствует себя неважно, может, еда не подошла, может, усталость, спать хочет. А Вы отвлеките внимание чем-нибудь интересным или удалитесь. Через минуту забудет о капризах. Постарайтесь понять причины поведения ребенка. У малыша они чаще всего связаны с физическим дискомфортом или с Вашим состоянием.

        Если интересно, читайте научные работы крупных специалистов по возрастной психологии, а не популярщину, в которой каждая последующая фраза противоречит предыдущей. Чего стоит вот это:

        «Баловни — те, кому многое позволяется, но не из-за попустительства или ложного чувства вины родителей, а потому, что ребенок знает, что ответственность за свои поступки будет нести он сам».

        Ребенок не может ни знать об ответственности, ни тем более нести ее. На это не каждый взрослый способен :-).

        • Вы сами полегче на поворотах, ctcnhf.

          Я задала вопрос Анастасии о термине, который мне незнаком. А вы всплыли как подводная лодка в степях Украины с длинным эмоциональным комментарием и саркастическим советом к тому ж, и со смехуйками-смехуечками.

          Ваши прабабушки вручную стирали и ноги не брили, оставьте их в покое, и «пусть прошлое хоронит своих мертвецов». Среди их воспитанников также и тираны, маньяки, извращенцы и ублюдки всех мастей.

          • Зина, термин, который Вам не знаком, не имеет отношения к младенческим капризам, это про другое.

            Бритье ног вряд ли способствует успехам в воспитании детей младшего возраста.

            Никаких эмоций в моем комментарии нет, так как в данном случае нет оснований их испытывать. Весьма эмоционально реагируете Вы, потому что, упомянув прабабушек, я, видимо, наступила Вам на больной мозоль. Но, право, ненароком :-).

            Вам самой решать, чем руководствоваться, если реальное положение вещей Вас не устраивает.

  3. В том то и дело, что я стараюсь поощерять ее самостоятельность. Она же наоборот цепляется за меня. Хочет, что бы я делала только то, что хочет она и причем немедленно, а при не исполнении ее желания начинает визжать или падает на пол.

  4. пусть прошлое хоронит своих мертвецов

    Если быть точными, «пусть мертвые хоронят своих мертвецов…».

    Позволю себе привести выдержку из книги Г. Данелии «Тостуемый пьет до дна». Да, разговор, конечно, про другой возраст, прошу меня извинить.

    «Приза на том фестивале мы не получили. Но рецензии были положительные. Особенно хвалили игру Гека — Романа Мадянова. Мальчики снимались у меня в трех фильмах — в «Сереже», в «Совсем пропащем» и в «Фортуне». (Во всех трех удачно.) И мой друг критик Леня Гуревич написал, что дети у мня хорошо работают, потому что я разбираюсь в детской психологии. Сознаюсь: это не так.

    К примеру: летом пятидесятого, после практики на стадионе в Лужниках, я поехал на Черноморское побережье, где в поселке Леселидзе сняли дом мои родственники. Сестра мамы — Верико; жена брата мамы Левана — тетя Лена; ее мать— бабушка Дико; мои двоюродные братья — Рамаз и Тимур; двоюродные сестры — Софико и Кети; жена Рамаза — Галя и их сын — трехлетний Мишка.

    В одно прекрасное утро очень рано все уехали на рынок в Адлер, а меня оставили стеречь племянника. Накануне они решили, что ребенка везти на рынок нельзя, «там можно всякую заразу подхватить», и велели мне остаться и присматривать за ним. Я отказывался, говорил, что мне тоже очень надо на рынок. Но Верико сказала, что меня никто не спрашивает, что мне надо и что не надо, и еще сказала, что, если не дай бог что нибудь не так, она голову мне оторвет!

    Мишка, тогда единственный внук актрисы Верико Анджапаридзе, был, естественно, избалованным ребенком. С утра до вечера слышалось: «Миша, одну ложечку!» — «Не хочу!» — «За маму! За папу!» — «Не хочу!» — «Мишенька, деточка, нельзя ковырять ножом в носу!» — «А я хочу!» и т.д.

    Когда все уехали, Мишка еще спал. А как проснулся, сразу же заявил, что умываться не будет. Я уже продумал тактику своего поведения и сказал:
    — И не надо.

    Мишка удивился.
    — На мне микробы останутся, и я заболею, — напомнил он.
    — Конечно, заболеешь.
    — А тебе Верико голову оторвет!

    Я сказал, что не оторвет, потому что я предлагал ему умыться, а он сам отказался. И стал, как мне было приказано, варить для него манную кашу. Сварил, накрыл на стол и позвал:
    — Мишка, иди завтракать.
    — Не хочу!
    — Ладно, — согласился я и стал готовить себе яичницу.
    — Кашу я кушать не буду! — напомнил Мишка.
    — Слышу. Не глухой.

    Он опять удивился.
    — Но детям кушать надо, а то будет язва желудка.
    — Конечно, будет.
    — Верико тебе обязательно голову оторвет! Вот увидишь!
    — Это ты уже говорил.

    Я приготовил себе яичницу и сел завтракать. А Мишка ушел в другую комнату и начал громко, чтобы мне было слышно, плакать. Все громче и громче. Я помыл посуду, взял полотенце и плавки, крикнул: «Я ухожу!» И вышел во двор.

    Мишка выбежал за мной:
    — Ты куда?!
    — Купаться.
    — Я тоже хочу.
    — Ну и иди. Только — без меня.
    — Одному мне ходить нельзя. Маленьких детей крадут!
    — Мишка, давай поговорим по мужски. Вот сейчас мы придем с тобой на море, мне надо будет волноваться, кричать: «Миша, не заходи в воду, ты утонешь!» А ты не будешь слушаться.

    Потом пойдем обедать, и ты начнешь капризничать, «это не хочу! и это не хочу!», а хочешь только то, что тебе нельзя. А я буду тебя упрашивать: «За папу, за маму». Зачем мне это надо? Я же отдыхать сюда приехал! Давай так, если ты обещаешь, что будешь меня слушаться, я беру тебя с собой. Если нет — делай что хочешь, но без меня.

    — Я буду слушаться, Гиечка, возьми меня с собой!
    — А ты без разрешения в воду не войдешь?
    — Не войду. Только я кушать хочу.
    — Но сначала надо умыться.

    И он спокойно дал себя умыть — даже зубы сам чистил. Потом съел свою кашу, и мы пошли на пляж. Пока я купался, Мишка к воде ближе, чем на три метра, не подходил и спрашивал: «Гиечка, можно я только ноги помочу?» Обедать пошли в столовую, я себе заказал суп харчо, а Мишке опять кашу. И он съел ее безо всяких уговоров.

    Когда все вернулись, я сказал:
    — Мишка хороший умный мальчик, только он не любит, когда с ним сюсюкают! Он все прекрасно понимает, если с ним разговаривать на равных, как со своим другом. Правильно я говорю, Миша?

    — Да пошел ты знаешь куда! — крикнул Мишка и зарыдал. — Больше вы меня с этим паразитом Гиечкой не оставляйте! Он противный! Он сам купался, а мне не давал! Сам ел харчо, а меня кормил говном собачьим! (Любимое выражение старшей сестры его дедушки — толстой Наташи) Верико, оторви ему голову!

    После этого Мишку мне не доверяли, сказали, что я совершенно не умею обращаться с детьми.

    Такие же слова я услышал и через полвека, когда снимал фильм «Орел и решка». Первый съемочный день этого фильма был в Сочи в 1994 году. Денег было мало, экономили на всем, и прилетели в Сочи всего на два дня. Прилетели. На следующий день рано утром, часов в пять, мы должны были начать съемки со сцены «Прилет в Сочи».

    Сцена:

    Зина ждет на летном поле.
    Чагин один спускается по трапу.
    Зина: Ты куда делся?
    Чагин: Заснул, еле разбудили.
    (Чагина играл Кирилл Пирогов, Зину — моя любимица Полина Кутепова).

    Вечером ко мне пришел Кирилл и попросил:
    — Георгий Николаевич, давайте прорепетируем, а то мне страшно. (До этого Кирилл никогда в кино не снимался.)

    Вышли мы во двор пансионата. Я сел на скамейку, Кирилл отошел шагов на тридцать, потом появился из за дерева.

    Я спросил:
    — Ты куда делся?
    — Заснул, еле разбудили, — ответил он.

    И так несколько раз — он выходил, я спрашивал, куда он делся, а он отвечал, что заснул, и его еле разбудили.

    На следующий день, утром в четыре, как и планировали, мы выехали на съемку. (Снимали в аэропорту, потом на шоссе, потом в городе.) Вечером, когда я курил на веранде, ко мне подошел пожилой армянин, поздоровался, извинился и сказал, что сейчас молодежь распустилась и строгость, конечно, нужна, но и меру надо знать.

    — Вот вчера, мальчик от вас на два шага отойдет, вы сразу: «Ты куда делся?!» На три шага отойдет, вы опять: «Ты куда делся?!» Дисциплина, конечно, обязательно нужна, но так, я извиняюсь, тоже нельзя!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.