Писательница Франсуаза Саган, родившаяся 21 июня 1935 года, ворвалась в мировую литературу, как говорится — нежданно-негаданно… Когда ничего ещё не предвещало перемен в славном своими католическими устоями и традициями, французском литературном мире, девочка, которая взбудоражит вскоре его своим появлением, уже жила на свете, и даже начинала первые пробы пера.
Училась эта девочка в элитарном католическом лицее. Несмотря на то, что родом она была из богатой семьи известного промышленника, она не усвоила ни болезненной страсти матери к светской жизни и роскоши, ни расчётливого благоразумия отца. Её мать — признанная красавица Мари Куарез была в шоке от собственной дочери.
Мало того, что девочка не унаследовала её красоты и даже не стремилась хоть как-то компенсировать это нарядами, она ещё и постоянно ходила в растянутых свитерах, неприглядных парусиновых юбках и потёртых брюках, кое-как причёсанная, но тем не менее, без конца рассуждающая о литературе, поэзии и о новых веяниях в них, то и дело упоминая имена лидеров авангардных направлений — Камю, Пруста, Сартра и Элюара.
У мадам Куарез просто мигрень начиналась от всех этих разгворов и имён — Франсуаза всем своим существом вносила дисгармонию в её жизнь. Мать и дочь были совершенно разными людьми. Однако, жизнь в доме богатых родителей дала Франсуазе блестящее книжное образование — она могла читать всё, что только хотела, и имела доступ ко всем новинкам книжного мира.
После окончания лицея, где немаловажными уроками были религиозные проповеди, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны и вздохнула, наконец-то, свободно в предвкушении новой, взрослой жизни. Вот только ей, влюблённой в литературу чисто эмпирически, совсем не хотелось снова погружаться в прилежное ученье и зубрёжку… Став впоследствии признанной знаменитостью, Саган не раз признавалась, что всегда была лентяйкой и, если бы не необходимость — не часто бралась бы за перо.
… А самые первые её попытки опубликоваться были ничем иным, как желанием как-то проявить себя в литературном мире. С 14 лет Франсуаза уже рассылала свои рукописи по редакциям, но отказ приходил за отказом, пока наконец, она не написала роман «Здравствуй, грусть!», ставший для неё судьбоносным. Писать этот роман она начала, будучи уже студенткой Сорбонны. Но гораздо больше учёбы, её привлекали богемные тусовки в уютных кафешках Парижа, где она встречалась со многими «звёздами» от мира искусства.
Вот там — среди свободных и неординарных людей — писателей, художников, поэтов и музыкантов, она чувствовала себя, как рыба в воде, это была — её компания! Может быть, именно в той среде, за увлекательными разговорами, она и услышала сюжет первого в своей жизни романа — такого необычного и неправдоподобного для её юности… Неправдоподобного той глубиной и сложностью, никак не вязавшихся с её возрастом в 19 лет!
Сюжет был переполнен изысканной эротикой и страстью, и читатели просто не могли поверить, что автор романа — несовершеннолетняя девушка. Тем не менее — это были исключительно вымышленные чувства. Наряду с темой любви и чувственности, пронизывающей весь роман, в нём рассказывалось также об изощрённых интригах героини — юной Сесиль, сплетшей в буквальном смысле, сети для своего отца и его подруги – её будущей мачехи, в которые они потом и попались неосмотрительно… Мачеха в результате психологического срыва погибла, разбившись на машине, а отец лишился любимой и любящей женщины…
Произведя в середине 50-х фурор в привычных приоритетах и взглядах на форму и содержание литературного произведения, Франсуаза Саган в одночасье стала и символом скандальности, и символом современности. Та перемена в сознании, что назревала в людских умах, а тем более — в умах тогдашней молодёжи — отразилась и во всех остальных произведениях юной романистки.
Но когда ничего не подозревающая о скорой славе, графоманящая студенточка (провалившая, кстати, сессию в университете) прислала это своё произведение в издательство, его глава — Рене Жюйяр, прочитав роман и почувствовав в нём что-то стоящее, подумал, что автор — умудрённая жизнью, взрослая женщина. Явившейся же на его приглашение тощенькой, большеглазой девице стоило немалых трудов, чтобы убедить издателя в своей причастности к авторству рукописи под именем «Франсуаза Саган», выведенном круглым, детским почерком … Псевдоним Саган, кстати, был заимствован ею у героини обожаемого Пруста, принцессы Босон де Саган.
Когда произведение было издано, слава и деньги обрушились на голову юной дебютантки незамедлительно. Став в одночасье знаменитой и богатой, Франсуаза, растерялась, было, и пошла советоваться с отцом – как ей использовать 1,5 миллиона франков. «Потратить! И немедленно!» — был ответ родителя, так как в её возрасте — по его мнению, излишек денег ни к чему хорошему привести не может.
Ага, так и послушалась солидного папочку своей подопечной Фортуна, стоявшая за худеньким плечом девушки… И они отправились в казино, где вся сумма, поставленная на кон, увеличилась до утра в пять раз! На следующее же утро Франсуаза совершила свою первую в жизни крупную покупку — шикарный старинный дом, освящённый присутствием в нём некогда великой Сары Бернар. После первой значительной покупки последовали ещё дома, виллы и яхты; меха, украшения и дорогие машины, сменяющие одна другую.
Если бы не образ жизни, вошедший в привычку юной знаменитости — кто знает, может ей на всю жизнь хватило бы средств от публикации двух-трёх своих произведений. Но она взяла себе за правило «прожигать жизнь», сорить деньгами, гонять на бешеной скорости на своих автомобилях, быть вольно или невольно, в эпицентре скандала, а потому — часто нуждаться в деньгах. Именно это и стало её движущей силой и мотивацией для написания очередных произведений. Когда у Франсуазы кончались деньги, она бралась за перо.
Публика с восторгом ждала всё новых и новых шедевров от полюбившейся писательницы. Все её произведения тут же становились бестселлерами и издавались миллионными тиражами на разных языках. «Саганомания» охватила Францию и выплеснулась далеко за её пределы. А богемная, светская жизнь закружила молодую женщину в вихре танца. И вот уже позади и неудачное, короткое замужество с издательским магнатом Франции Ги Шеллером, и рождение сына в 1962 году, а потом последовала страшная автоатастрофа, после которой она чудом выжила, ещё несколько странных замужеств и пристрастие к азартным играм.
«Я живу, как каскадёр» — часто повторяла Франсуаза Саган, и это было правдой. Правдой было и то, что несмотря на её благотворительную деятельность и горячее участие в общественной жизни, правоохранительные органы заподозрили её в хранении и распространении наркотиков, не говоря уж об их употреблении… Спасла писательницу от тюрьмы только близкая дружба с самим президентом Франции — Франсуа Миттераном. Но условный срок она всё же получила.
Миттеран же до самой своей смерти оставался в числе друзей именитой писательницы и, когда он приезжал к ней в гости, то Франсуаза собственноручно готовила его любимое жаркое и утку с апельсинами. «Больше всего я боюсь нищеты и забвения» — сказала однажды Саган, словно предвидя, что именно этим она и закончит. В последние годы она уже ничего не писала и жила в одиночестве. Денежные средства от её, некогда огромных гонораров, иссякли, она заложила дом Сары Бернар, продала машины и яхты и была «в долгах, как в шелках»…
А 24 сентября 2004 года её не стало. Но остались её произведения — её проникнутые лёгкой грустью романы, пьесы, рассказы и повести, с такими лёгкими и точными названиями, как «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Смутная улыбка», «Волшебные облака», и многие другие… И вряд ли они будут преданы забвению.
Марина Дудина-Гришко
Марина, спасибо за публикацию. Имя, конечно, знакомое, но не помню, чтобы я что-то читала, благодаря Вашему интересному рассказу прочитала сегодня «Здравствуй, грусть». Очень яркое эмоционально произведение, хотя очень похоже на описание и переживания именно молодой девушки, еще героиня мне показалась очень похожей по Вашему описанию на саму Франсуазу Саган, и написано от первого лица :).
Спасибо и Вам, Наталия, за внимание!
Ну, конечно — это переживания именно молодой девушки, потому и похожа героиня на саму Франсуазу Саган, и написано от первого лица :).
Только вот у неё в 19 лет — по свидетельству биографов, — не было ничего такого, что она описывает, всё она придумала. Воображение, конечно, бурное и фантазия летит легко, как и у многих «книжных и начитанных»… Вот она и «наколбасила» цельный роман!
Мне, если честно — не очень нравятся её произведения. Просто написала о ней, как о феноменальном случае в литературе — что в 19 лет взлетела на Олимп, да так с него и не спускалась.
В этом «Здравствуй, грусть!» мне по-человечески жалко и будущую мачеху героини, для которой она сплела эти свои безжалостные сети, и отца её недальновидного. И вся эта нечистоплотная и недостойная нормального человека интрига, которую затеяла Сесиль — восторга у меня не вызвала.
Я была «всю дорогу» в недоумении… Ну, и концовка — соответственно — оставила во мне неприятные чувства (когда погибла мачеха).
Ещё один её роман — «Немного солнца в холодной воде» — тоже какой-то мелкий: отражает такие чувства и поступки людей, о которых не хотелось бы думать, а тем более им подражать. Может, подобное у французов и вызывает глубокие переживания, но на мой взгляд — мелкие, субъективные чувства, причём надуманные, необоснованные, — и, тем не менее — претендующие на глубину.
О чём я? Вкратце: в этом последнем, упомянутом мной произведении Саган, главная героиня кончает самоубийством из-за любви, из-за псевдо-предательства любимого человека, с которым в общем-то можно было просто разобраться и поставить всё на свои места… А там раздут из мухи слон и опять же — когда дочитывешь до конца — чувствуешь какое-то, опять же недоумение — тебя просто развели, извиняюсь, так как надо было придумать что-то срочно… (для денег)
Да, и вот когда я подробнее узнала об этой писательнице, то и поняла, ЧТО ПИСАЛА-ТО ОНА, КАК РАЗ — ВСЕГДА ИМЕННО ИЗ-ЗА ДЕНЕГ, то есть когда в этом была острая необходимость.
А вам не кажется, что у вас негативное отношение к писательнице из-за нежелания видеть неприятные стороны жизни (которые описаны в произведениях)?
Статья великолепная, а комментарий автора оставил странное впечатление. Наверное, только русский человек с безусловно живой душой способен так горестно воскликнуть — писала-то она из-за денег )) Вроде как подразумевается, что ни души, ни таланта, ни слез, ни боли автором вложено не было, просто набор букв, за который заплатят.
А как же великие произведения Достоевского, которые также были написаны из-за денег?
А вообще советую перечитать «Немного солнца в холодной воде», картина депрессии там дана настолько точно, правдиво и понятно, буквально в деталях — кусочек мыла, усталость, что лично мне дало о депрессии полное представление, задолго до того, когда она была мной испытана, и не позволяло путать ее с хандрой, как это часто случается.
«Любите ли вы Брамса» я также смогла оценить только с годами и с личным опытом психологического состояния старения, «Смутная улыбка» — поразительно точное описание любой не очень счастливой любви, я уже не говорю о ее пьесах, настолько всегда психологичных, просто и в то же время пронзительно написанных.
Я не поклонница дамской прозы и любовных романов, но проза Франсуазы Саган всегда привлекала меня не сюжетом о любовном многоугольнике, а именно тем, что внушала в общем-то чуждые мне чувства и эмоции, те, что обычно человек приобретает только с собственным жизненным опытом или возрастом. Депрессия, старение, первая любовь, измена, моральная дилемма, вынужденное сокрытие чужой тайны, необходимость мириться с окружающими — их романами или истериками, внимательное и заботливое отношение к миру каждого человека, будь он никчемный алкоголик, престарелая кокетка, прожигатель жизни, мать семейства, сумасбродная женщина, солидный и серьезный человек, успевающий студент.
Насколько интересно и приятно было читать о жизни Франсуазы Саган, хотя более подробное знакомство с ее биографий у меня было год назад благодаря журналу «Караван Историй», настолько вызвал, как минимум, недоумение комментарий автора о ее творчестве.
Жаль, Марина, что Вы так и не ощутили такой эмоционально яркий, глубокий талант этой заслуженно признанной писательницы. И уж точно про нее не скажешь «наколбасила».
Чтобы написать такой роман «Здравствуй, грусть!» в 19 лет, не имея жизненного опыта за плечами, надо иметь не только хорошее воображение и определенную начитанность, но и как верно заметила в своем комменте Таня, уметь вложить свою душу, талант, слезы, боль, а не только «просто набор букв, за который заплатят».
:))) Интересная дискуссия :). Поэтому поделюсь еще своими впечатлениями. Именно о сюжете «Здравствуй, грусть!», потому как за деньги или нет было написано — как-то мне в данном случае неважно, а с другим творчеством Франсуазы Саган не знакома. Я пробую смотреть на описанные события с точки зрения целей, выборов средств и результата. Если так рассматривать, то мне кажется достаточно глубоким это произведение, чтобы на эту тему подискутировать и поразмышлять.
По сути, сюжет можно свести к тому, что три дамочки разного возраста и социального статуса бьются за право счастливо жить с отцом главной героини, одна из них подруга бывшей жены, вторая — любовница, а третья — дочь. Марина, мне кажется, что пожалеть тут в итоге можно каждого героя :).
Что касается выбора средств, то по сути Сесиль выбрала тот же вариант, что и Анна, которая действовала также запланированно-продуманно, чтобы увести ее отца, разве нет? :) Она ведь тоже сплела интригу, в которую отец Сесиль благополучно попался, только ее эмоции и размышления не были так подробно описаны. Анна как на танке въехала в их жизнь, чтобы «причинить им добро». Хотя, можно сказать, что действия каждого обусловлены естественными желаниями, и все герои в качестве достижения выбрали интригу, и Анна, которая приехала на виллу с целью, и Эльза, которая хотела «вернуть былое счастье», и Сесиль, которая пыталась защититься от такого резкого и неожиданного вторжения.
Марина, это я делюсь своими размышлениями, поскольку мне кажется не все так однозначно и на поверхности, как плетение сетей главной героиней-интриганткой, вполне можно посмотреть на это же, что она в панике вырывалась из сетей, которыми ее плавно и нежно опутывала будущая мачеха. А вот ее переживания и метания, действительно, описаны очень подробно, как будто читаешь дневник, который написан в моменты этих переживаний.
Конечно, меня *несколько подудивило* :) сочетание популярности с отраженными в произведении казалось бы нормами повседневности того времени — девушка-подросток в присутствии старшего поколения курит, периодически напивается до беспамятства, до утра тусуется с отцом по ночным заведениям в компаниях, где все спят со всеми. Интересно, когда в России она начала издаваться?
Когда она начала издаваться — не знаю…
А вот насчёт всего остального:
— роман «Здравствуй, грусть» — это написано, конечно же, не из-за денег, это — первое серьёзное произведение, которое было «пробой пера» и попыткой самоутверждения в литературном мире…
— про то, что многие произведения написаны из-за денег… А что тут, собственно, такого — крамольного?! Деньги всегда нужны, и всем нужны, и их никогда не бывает много…
А у Франсуазы Саган, как я понимаю, была просто дьявольски умная голова, и она — как человек очень начитанный и книжный, как я уже говорила — могла расписать элементарно до тонкостей любую подробность и превратить её в «нечто», подключив сюда, к тому же, и свою недюжинную интуицию.
По себе знаю, что пишущему человеку стоит только взяться за перо, как подробности, которыми начинает обрастать сюжет, так и сыплются — только успевай записывать.
Вот, кстати, не вошло в статью — издатели отмечали, что писала Фр. Саган на удивление быстро, легко и много… И удивлялись, как при этом она успевала вести бурнейшую богемную жизнь, с весёлыми дружескими застольями, танцами, бесконечными ночными прогулками с компанией друзей на яхтах…
В общем, думаю, что просто умна она была недюжинно, СКОРОСТЬ МЫСЛИ, опять же, у неё была большая (если кто знает, что это такое), и потому могла «наколбасить» всего, чего только душе было угодно, представить события в любом свете и с любой стороны — тут автору поле для воображения тако-ое (по себе знаю — писала одно время прозу) — так, что все верили — да, так могло было быть…
И так действительно могло было быть, да и деньги были тоже очень-очень нужны при её-то образе жизни! :)))