Вопрос любви детей и родителей интересный и объемный, с ним приглашаю на вебинар Дети и Родители. Лабиринты отношений. Вопрос агрессии тоже большой, но про нее пару слов скажу. Кстати, людям, которые хотят с агрессией разобраться, со своей или с детской, неважно, рекомендую книгу Конрада Лоранца «Агрессия, или так называемое зло».
Скажу избитую фразу, но она отражает действительность. Дети являются кривым зеркалом поведенческих моделей своих родителей или людей, которые находятся в ближайшем окружении. Кривыми зеркалами, то есть утрированными. Смотришь в кривое зеркало, если шея тоненькая, то она будет совсем тонкая, шаржированно. По тому, на какую тему агрессирует ребенок, очень легко можно выяснить с неизбежной очевидностью, что в твоей системе ценностей, в твоем поведении это провоцирует.
Я согласна с теми моими коллегами по цеху, которые считают, что работа с детьми эффективна при работе со взрослыми, с детьми надо работать в качестве поддержки, развития, помощи, но не в вопросах социализации, и уж тем более не в вопросах управления эмоциями ребенка, потому что стоит только ребенка поместить в другую социальную среду, в другую семью или в лагерь он уехал, он меняет поведение. Некоторые люди долго сохраняют эти способности, но дети люди гибкие, у них адаптивный синдром еще очень высок, они обучаются быстрее.
Если ребенок агрессирует — это сигнал, это симптом. Либо симптом, что он развращен некоторым поведением — истерики устраивают дети в магазинах «Купи, мама», падают на спину и лупят ногами по полу, если это не было купировано поведенческой моделью родителей в самом начале, то вывести потом из этого ребенка будет дольше, потому что ребенок усвоил, что эта модель работает, а если она работает, то что ее менять. Поэтому, как правило, работают со взрослыми людьми, а ребенку оказывают поддерживающую, коррекционную поддержку.
Когда какие-то вопросы с детской агрессией возникают, стоит спросить себя, либо если приступ агрессии на какую-то тему или закономерная ситуация жизненная, значит стоит посмотреть, каким образом я веду себя с ребенком в этих ситуациях, или как я сама себя веду в таких ситуациях, сложных для себя. Потому что где-то и откуда-то он это взял.
Если это сложно переносится, конечно, лучше жить, когда легче переносить чью-либо агрессию, становишься более устойчивым к подобным провокациям, но может быть, ребенок, зная, что так тяжело переносит взрослый человек агрессию, таким образом стремится управлять им, тоже естественная потребность человека. Мальчики пугают тараканами девочек только до тех пор, пока девочки визжат. Из той же области, ребенок орет и вопит только до тех пор, пока он знает, что мама его слышит. Это утрированный пример, конечно.
Это если очень в общем, потому что понятно, что и причины, и способы, и формы выражения агрессии многообразны, как и все поведенческие реакции.
По поводу вебинара, приходите будет интересно :). У нас запланировано 5 встреч, каждая будет посвящена блоку тем, они между собой связаны, и внутренняя логика очень жесткая у этой последовательности занятий. Часть информации, которая будет использована в вебинаре является компиляцией большого количества теоретического и практического материала из моей практики, поэтому даже наверное адресовать к какой-то литературе я вас не смогу.
Я могу говорить откуда то, откуда се, где из опыта, где из какого источника, но наверное, в таком виде информации я нигде не встречала, а хотела бы. Но лекции в нескольких вузах на эти темы я читала. Мне самой нравится :).
Вебинар предполагает добровольную, но достаточно активную закулисную работу с домашними заданиями. И вебинар актуален не только тем, кто только-только воспитывает детей или готовится стать родителями в очередной раз или в первый, но и для любого человека, которому важно построение отношений с близкими людьми, потому что мы все родом из детства.
Анна Мокшанцева, психолог, психотерапевт
Автор и ведущая он-лайн тренинга
«Дети и Родители. Лабиринты отношений»