Эмоции выходят из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет. За последнее десятилетие зафиксировано множество сообщений, которые свидетельствуют о наибольшем за всю историю человечества уровне эмоциональной несдержанности, пренебрежении какими-либо нормами в проявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи, и заканчивая коллективом, в котором они работают.
Полная эмоциональная неосведомленность, которая выражается в резком увеличении случаев депрессии практически по всему миру, во вспышках жестокости, насилия, агрессивного поведения, к сожалению, становится одной из характерных особенностей современной цивилизации.
Это привело к тому, что эмоциональный мир человека стал, наконец-то, объектом пристального изучения. В 1995 году после проведения крупномасштабных исследований на базе Гарвардского университета вышла монография Д.Гоулмена «Эмоциональный интеллект», которая сразу стала бестселлером.
И неудивительно – автор не только определил значимость эмоций как основной детерминанты жизненного успеха, а и предложил пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, что способствует поддержанию доброжелательных отношений с окружающими.
И самое главное, в этих исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, И ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОПРОС ЖЕЛАНИЯ, ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ!
Одна из основных функций эмоционального интеллекта – защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.
Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:
— к окружающему миру, оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;
— к другим людям (как достойным такого отношения);
— к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).
Уровни сформированности эмоционального интеллекта
Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Давайте рассмотрим возможные варианты.
Самому низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют: эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ); осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?); низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).
Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.
Этот человек четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.
И самое главное, человек ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.
Основные принципы процесса работы с чувствами
Чтобы разобраться в самом себе и поведении других людей, мы с вами примем за основу три положения:
1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности – мир вокруг нас немного сложнее, чем он кажется на первый взгляд. Многое из того, что происходит, остается за пределами нашего сознательного понимания.
Давайте проведем простой тест: чтобы вы поняли, как работает ваш мозг, подсчитайте количество F, которое вы увидите в простом предложении. Не тратьте на это много времени – прочтите предложение быстро.
Fair fathers help in the fulfillment of emotions of the child in the first years of life
(Хорошие отцы помогают детям воплощать свои эмоции с первых лет жизни).
Как ни странно, лишь немногие дают правильный ответ. Люди насчитывают четыре, пять, шесть, семь и даже восемь F. Этот эксперимент демонстрирует основной момент в человеческом восприятии – мы не контролируем полностью процесс восприятия реальности. Я предлагаю помнить об этом, когда вы считаете, что ваша точка зрения единственно верная, и вы учли все возможные нюансы.
Для тех, кому интересно точное число, скажу, что F в предложении было девять.
2. Любое человеческое поведение, каким бы странным оно не казалось, всегда имеет под собой логическое обоснование, просто вы о нем не знаете.
Многие наши желания, фантазии и страхи носят подсознательный характер. Но, тем не менее, именно они чаще всего побуждают нас к действию.
Это не особенно приятно осознавать – гораздо приятней думать, что у нас все под контролем. Но, нравится вам это или нет, у всех нас есть «мертвые зоны», и наша задача состоит в том, чтобы узнать о них как можно больше.
3. Все мы являемся результатом нашего прошлого. Ранние стадии жизни оставляют в каждом из нас глубокий след, и мы склонны повторять определенные модели поведения, выработанные в детстве. Как говорит японская пословица, «душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет».
Если вы готовы принять эти три положения, перейдем к правилам, которые обеспечат эффективность в работе над собственными чувствами.
Правила эффективности
1. Надежда на успех – чем больше вы уверены в успехе, тем результативнее ваши действия (если они, конечно, имеют место – просто надежды, сами по себе, никогда не дают никаких результатов, а чтение книг действием не считается).
2. Универсальность человеческих проблем – чем раньше вы осознаете, что ваша проблема далеко не исключительна и свойственна еще двум–трем миллионам людей, тем быстрее вы поймете, что уже давно существуют варианты ее решения. А пока постарайтесь поверить мне на слово – уникальных проблем НЕ БЫВАЕТ! Они все сводятся к десятку основных.
3. Будьте готовы к альтруизму – он обладает очень мощным психотерапевтическим эффектом. Научившись помогать самому себе, вы сможете помочь своим близким, что положительно скажется на всех ваших отношениях.
4. Анализ родительской семьи – нам с вами придется покопаться в собственном прошлом. Это не всегда приятно, но приносит потрясающие результаты.
5. Развитие социализирующих техник – что там говорить, часто мы с вами просто боимся себе подобных. Будьте готовы применять эти техники, несмотря на собственный страх – в результате может измениться очень многое. Во всяком случае, хотя бы страх пропадет…
6. Значение межличностных отношений — вы не сможете изменяться сами по себе. Это возможно только в отношениях с другими людьми. Ну, разве что, вы Маугли. Если нет – тогда придется заняться отношениями.
7. Открытое переживание собственных чувств и эмоций, а также попытка пережить заново те эмоции, которые были вытеснены вами за всю вашу жизнь. Другими словами, будьте готовы выпустить джинна из бутылки.
8. Самооценка и социальная оценка – вам придется научиться адекватно оценивать себя чтобы перестать зависеть от оценок окружающих.
9. Самопонимание и честность перед собой – вы узнаете, с помощью каких защит ваша психика оберегает вас от реальности, одновременно искажая ее.
10. Самодисциплина – без этого правила все вышеприведенные можно даже не учитывать. Если вы готовы делать ничтожно мало, но КАЖДЫЙ ДЕНЬ, вы справитесь с задачей ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ.
Яна Лан