Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психически больных

Art Therapy as a Constituent Part of Psychosocial Rehabilitation of Psychiatric Patients

Назарова Наталья (Nazarova, Natalya)

Статья отражает опыт применения арт-терапии в двух психиатрических учреждениях Санкт-Петербурга, на базе которых несколько лет назад открыты реабилитационные отделения. Автор использовала студийный вариант групповой арт-терапии, дополнив его элементами тематического подхода. С особой обстоятельностью описывается выбор пациентами различных художественных материалов. Приводятся примеры работы в разных техниках, демонстрирующие особенности изобразительной деятельности  больных в условиях студийной группы и ее эффекты.

The article reflects the use of art therapy in the two psychiatric institutions in St.Petersburg, where the rehabilitation departments were established several years ago. The author applied studio-based art therapy group supplemented with certain elements of thematic approach. The choice of various art materials by patients is described with special scrutiny. Examples of their work with different techniques demonstrating specific features of patients’ artistic endeavors in the studio-based group and their effects are given. 

Введение

В этой статье описывается применение арт-терапии в реабилитационной практике, осуществляемой двумя подразделениями психиатрической службы Санкт-Петербурга – реабилитацонными отделениями психоневрологического диспансера Красногвардейского района и ПБ №3. Оба эти подразделения были открыты сравнительно недавно и представляют собой пример внедрения новых подходов, призванных оптимизировать лечебно-реабилитационный процесс. В основе деятельности этих подразделений лежит биопсихосоциальная модель психических расстройств и, соответственно, применение широкого набора интервенций, воздействующих на разные уровни биопсихосоциального бытия пациентов. Этот набор включает не только медикаментозное лечение, но и трудотерапию, терапию занятостью, психотерапию, элементы психообразовательных воздействий и терапию экспрессивными искусствами. Данная работа осуществляется полипрофессиональными бригадами специалистов.

Арт-терапия является такой терапевтической модальностью, которая использует возможности изобразительного искусства в сочетании с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента со специалистом и группой. Существуют разные модели и организационные формы арт-терапии, в том числе, разные варианты групповой арт-терапии — ее динамический, тематический и студийный варианты – каждый из которых имеет свои достоинства и показания к применению. В работе с хронизированными психиатрическими пациентами предпочтение нередко отдается студийному варианту групповой арт-терапии, предполагающему менее активное, чем при других вариантах, межличностное взаимодействие пациентов с переносом акцента на процесс изобразительного творчества. В то же время, тематический подход также нередко применяется, в особенности, при ограниченных сроках терапии (Копытин А. И., 2002, Ионов О. И., 2004). 

Задачи арт-терапии

С учетом реабилитационной направленности деятельности отделений, моя арт-терапевтическая работа ориентирована на решение следующих задач:

  • занятость пациентов за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность; развитие и поддержание их творческих навыков;
  • сенсорную стимуляцию и эмоциональное оживление; отреагирование чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами;
  • поддержку и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и сомоорганизации;
  • психологическую интеграцию пациентов, достижение ими более высокого уровня самопринятия и самопонимания;
  • повышение самооценки и самосознания и некоторых других задач.

Хотя при работе с хронизированными пациентами арт-терапия вряд ли может приводить к излечению от большинства психических заболеваний, ее применение позволяет стабилизировать их состояние, продлить ремиссию и повысить ее качество. Даже при хронических психических заболеваниях арт-терапия может вызывать целый ряд положительных эффектов благодаря активизации физических, психологических и социальных факторов здоровьесбережения. 

Обоснование формы групповой арт-терапии

В своей работе в реабилитационных отделениях психоневрологического диспансера и психиатрической больницы я сочетаю элементы студийной и тематической группы. Такое сочетание отчасти объясняется непостоянством состава групп, наличием в них пациентов с разными формами психических расстройств и находящихся на разных этапах становления ремиссии, и соответственно этому, с разной мотивацией и познавательными возможностями, разной способностью к коммуникации и инсайту.

Студийный подход позволяет учитывать индивидуальный темп работы и психическую динамику каждого пациента, а также варьировать глубину обсуждения изобразительной продукции, с учетом его потребностей. Как отмечает А. И. Копытин (Копытин А. И., 2002): «Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее распространение на заре развития арт-терапии и были связаны с деятельностью пионеров арт-терапевтического направления… В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими, связанными с использованием динамического подхода, принципов гуманистической и семейной психотерапии и т. д.. …Тем не менее, данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с определенными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодействие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическим заболеваниями)». (с.100).

В нашем случае, такой подход действительно оправдан, поскольку, по нашим наблюдениям, пациенты с многолетним стажем психических заболеваний с трудом переносят тесное взаимодействие с другими участниками группы и стремятся занять место за отдельным столом. В ходе арт-терапевтических занятий они больше погружены в свой внутренний мир и сфокусированы на процессе изобразительного творчества. Взаимодействие же с ведущим группы и, тем более, с другими ее участниками для них нехарактерно.

Мировой опыт работы со студийными группами также показывает (см., в частности, Луззатто П., 2001), что с учетом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов, арт-терапевт может оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя с клиентами краткие обсуждения их изобразительной продукции. В тех же случаях, когда эмоциональный резонанс арт-терапевта с участниками группы достаточно высок, и его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-терапевтического процесса, которые связаны преимущественно с изобразительной работой участников групп, а также их индивидуальными отношениями с психотерапевтом. Осознание ими психологического содержания своей художественной продукции может происходить при этом либо спонтанно, либо благодаря обратной связи с ведущим и группой. Для многих участников арт-терапевтических занятий индивидуальный контакт с ведущим группы является очень важным фактором психологической безопасности и эмоциональной поддержки в ходе работы.

В то же время, я считаю вполне возможным в процессе работы студийной группы использовать фокусирующие и организующие воздействия, связанные с элементами тематического подхода, что позволяет сконцентрировать внимание участников на определенных проблемах, активизировать межличностные контакты и проводить обсуждения. Тематический подход к групповой арт-терапии, как известно, может применяться в работе с весьма широким кругом пациентов. Тем не менее, для работы в тематической группе пациенты должны, по меньшей мере, понимать и соблюдать основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на определенных темах и заданиях, а также участию в групповых дискуссиях.

Из перечисленных М. Либманн (Liebmann M., 1987) ситуаций, когда использование тематического подхода наиболее оправдано, выделим те, которые в наибольшей степени подходят к тем ситуациям, с которыми мы сталкиваемся в своей работе:

— когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы;

— когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования;

— когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

— когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

— когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы.

Опыт работы с тематическими группами показывает, что в силу более значительной структурированности занятий действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и арт-терапевтом более жестко регламентированы, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и переживаний (Копытин А. И., 2002). Тем не менее, сочетание студийного и некоторыми элементами тематического подхода расширяет возможности работы с пациентами и привносит в нее дополнительные факторы лечебно-реабилитационного воздействия. Ниже дается краткая характеристика медицинских учреждений и особенностей проводимой в них арт-терапевтической работы. 

Характеристика лечебно-реабилитационных учреждений и варианты арт-терапии

Реабилитационное отделение психоневрологического диспансера Красногвардейского района

Это учреждение обслуживает в основном пациентов дневного стационара и лечебно-трудовых мастерских, а также небольшое количество больных, выписанных из стационара и приходящих в реабилитационное отделение на занятия (терапия занятостью, а рт-терапия и другие виды помощи). Пациенты находятся в учреждении с 9 до 16 часов. Арт-терапевтические занятия являются одной из услуг, предлагаемых посетителям отделения, и проводятся с января 2005 года.

В отделении проводятся, в основном групповые занятия, хотя для ограниченного числа пациентов также организуются индивидуальные занятия. Групповые занятия проходят 2- 3 раза в неделю и продолжаются 1,5 часа. Количество участников в группе 8-10 человек. Отдельным видом арт-терапевтической услуги является тематическая группа «коллаж», использующая только данную технику и темы, предлагаемые ведущими группы, реже – выбираемые самими участниками. Занятия данной группы проходят один раз в неделю и продолжаются также 1,5 часа. Количество участников — 10-15 человек. С пациентами, посещающими лечебно-трудовые мастерские, занятия проводятся два раза в неделю и продолжаются 1 час. С ними используется исключительно студийный подход. Количество участников группы 7-10 человек.

В данном медицинском учреждении арт-терапевтическая работа имеет три направления: собственно арт-терапевтическое (индивидуальные и групповые сессии), оформительское и выставочное. В ходе арт-терапевтических занятий используются разные материалы и техники: рисование, изготовление коллажей, живопись, роспись по ткани, дереву и стеклу, работа с гипсом (моделирование и раскрашивание), бумажное конструирование, выжигание, лепка из пластилина.

Оформительское направление работы связано с поддержкой концертно-театральной деятельности отделения. Участники театральной студии отделения и другие реабилитируемые активно готовят элементы костюмов и декораций для концертов и спектаклей, красочные афиши о предстоящих мероприятиях, украшают сцену и зал к праздникам и спектаклям.

Выставочная деятельность является неотъемлемой частью арт-терапии и для многих участников выступает стимулом для создания новых художественных работ. Участие в выставках отделения и оформлении коридоров и других помещений отделения повышает самооценку участников и позволяет им утвердиться в качестве художников.

К особенностям художественной продукции пациентов можно отнести характерную для многих из них некоторую ригидность стиля и частые стереотипии (изображения на одну и ту же тему, предпочтение одних и тех же техник или материалов). Интересной особенностью художественной деятельности пациентов является создание ими работ для их дальнейшего практического использования (рисунок на футболке, изготовление оригинальных работ в качестве подарков для родственников и знакомых). Довольно частым является срисовывание или прямое копирование понравившихся рисунков из книг, также пользуются спросом книги-раскраски. В подобных особенностях художественной деятельности пациентов можно усмотреть не только проявления последствий болезни, но и защитно-приспособительных реакций, понимание и поддержка которых может способствовать процессу лечения и реабилитации. 

Реабилитационное отделение психиатрической больницы №3

Пациенты поступают в это стационарное отделение на долечивание и реабилитацию из других отделений больницы. Практикуются домашние отпуска и прогулки продолжительностью несколько часов с родственниками. Организуются экскурсии и иные культурно-досуговые мероприятия. В отделении проходят лечение пациенты разного возраста и пола, с разными психическими заболеваниями: неврозами, личностными расстройствами, психозами.

Арт-терапевтические занятия начали проводиться в отделении с ноября 2004 года. С самого начала стала очевидной недостижимость постоянного состава арт-терапевтической группы, и возникла необходимость выбора такого подхода к арт-терапевтической работе, который бы отвечал условиям отделения и его контингента. Так сложился вариант работы, сочетающий в себе элементы студийной и тематической группы.

Групповые арт-терапевтические занятия проводятся в отделении один раз в неделю. Тематический подход помогает новым участникам включиться в группу и чувствовать себя свободно в рамках заданной темы (темы задаются различные, часто абстрактные или связанные с личными проблемами). Это обеспечивает организацию деятельности и дает пациентам ощущение психологического комфорта. Каждая сессия длится два часа, и в течение этого времени пациенты могут сами определить продолжительность своей изобразительной работы. Они работают в группе индивидуально, и когда их работы готовы, арт-терапевт проводит небольшую индивидуальную беседу с каждым участником. По желанию каждого его работа может затем быть показана остальным участникам группы, и проведено небольшое обсуждение содержания работы и впечатления от нее. Посещение занятий добровольное, но медицинский персонал активно приглашает пациентов на занятия и учитывает посещение занятий. Количество участников в группе от 10 до 20 человек.

Используемые материалы и техники работы включают: рисование, живопись, изготовление коллажей, лепку из пластилина (реже глины), бумажную мозаику, прикладные виды творчества для оформления отделения и изготовления небольших подарков (чаще открыток).

Выставочная деятельность состоит в том, что пациенты вывешивают свои работы в палатах и на стенах коридора. Это дает им возможность знакомства друг с другом посредством своей творческой продукции, находить темы для общения. Такая практика нередко приводит к большему удовлетворению от результатов творческой деятельности и повышению самооценки больных. Иногда это позволяет тем пациентам, которые ранее не участвовали в арт-терапии, получить о ней некоторое представление, повышает их интерес к работе в арт-терапевтической группе и самостоятельному творчеству. 

Выбор художественных материалов

Наряду с выбором организационной формы арт-терапии, немаловажное значение имел также учет свойств художественных материалов и того, как работа с ними может влиять на физическое и эмоциональное состояние участников занятий. Качества различных материалов представляют различные психические свойства и типы переживаний. Реакции клиента на материалы могут определяться как этими качествами, так и цветом материала, его размерами, а также ассоциациями с различными событиями жизни человека. Выбор материалов имеет большое значение. Он указывает на области конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Поэтому, желательно, чтобы на занятиях был предоставлен широкий диапазон разнообразных материалов для выбора. Хорошая оснащенность изобразительными материалами будет стимулировать творческую деятельность, пациентам будет приятнее работать.

В своей работе я использую большое количество разнообразных художественных средств. Помимо привычных материалов (разные виды бумаги, картона, карандаши, мелки, пастель, краски гуашевые и акварельные), у пациентов пользуются большим спросом краски по ткани и стеклу, акриловые краски, в том числе, перламутровые акриловые краски, позволяющие получать дополнительные эффекты. Также активно используется в качестве художественных материалов лак для ногтей разнообразных цветов и оттенков, гели с блестками, природные материалы (желуди, каштаны, сухие листья и цветы, шишки, ветки, ракушки, крупы, разноцветный песок). 

Свойства материалов могут быть метафорами, обозначающими разные потребности пациентов, такие как потребность в автономности и защите личных границ, контроле над переживаниями, либо, наоборот, ослаблении контроля и свободном выражении эмоций. Очень часто пациенты настойчиво, в течение порой весьма длительного времени использует одни и те же материалы — плотные, либо, наоборот, очень мягкие (например, гуашевая или акварельная краска), не пытаясь использовать какие-либо иные художественные средства. Те, кто использует преимущественно плотные материалы, таким образом часто стремятся сохранять высокую степень контроля над переживаниями и процессом создания образов; они выбирают бумагу меньшего формата и стремятся к высокой точности изображения. Другие клиенты чувствуют себя более свободно и без труда используют мягкие материалы, так что к концу занятия весь кабинет оказывается забрызганным краской или глиной.

Содержащие воду текучие материалы, подобные гуаши и акварели, могут вызывать тревогу у таких клиентов. Если они все же их выбирают, то работают на бумаге, используя очень маленькую кисть, делая короткие мазки, и стараются не добавлять в краску много воды, при этом планомерно закрашивая поверхность изображения. Благодаря этому им удается в определенной мере контролировать выражение чувств. При работе с такими людьми целесообразно постепенно вводить менее плотные материалы, позволяя им достичь большей спонтанности и свободы выражения чувств, однако делать это следует постепенно, с учетом индивидуальных особенностей пациента. В противном случае это вызовет сильную тревогу и растерянность. Арт-терапевт должен уважать желание клиента контролировать изобразительный процесс, что отражает его страх конфронтации со сложными переживаниями.

Уголь очень мягок и рыхл. Его лучше всего применять для нанесения жирных линий при работе над большими по размеру эскизами. При рисовании линии размазываются. Это можно использовать в работе с людьми с высоким самоконтролем. При смазывании и стирании угля (как правило, скатанным из хлеба шариком) рисунок, благодаря текстуре угля, выходит более выразительным, чем рисунок карандашом. Все, что не нравится на рисунке, можно легко смахнуть тряпкой. Удавшиеся работы закрепляют на бумаге с помощью лака-фиксатива (в аэрозольных флаконах) и хранят, прокладывая сверху слой тонкой папиросной бумаги.

В некоторых случаях можно использовать технику коллажа, позволяющую соединить разрозненные фрагменты в целостное изображение и дающую клиенту ощущение контроля над изобразительным процессом путем выбора и комбинирования отдельных элементов композиции (Штейнхард Л., 2001).

Материалы также можно классифицировать по тому, насколько простым или требующим определенного мастерства является их использование. Это тесно связано с переживанием удовлетворения или фрустрации при работе с тем или иным материалом, когда допущенная человеком ошибка может быть исправлена или нет. Карандаш, в особенности простой, «безопасен», поскольку его можно стереть резинкой, исправить изображение и сделать его более совершенным. Некоторые неуверенные, тревожные пациенты предпочитают пользоваться в основном простыми карандашами, лишь постепенно достигая большей уверенности и начиная использовать другие материалы.

Уровень мастерства, необходимого для работы с гуашью или акварелью, зависит от возраста клиента и уровня требований, предъявляемых им к себе. Гуашь и акварель бывают слишком жидкими, капают с кисточки или продолжают двигаться самостоятельно, вызывая у человека интерес или страх. Готовность пациента принять свои ошибки и отказаться от контроля над процессом изображения приводит к большей спонтанности, проявлению творческого начала и переживанию неожиданных моментов, позволяющих создавать что-то новое. Такая работа часто включает игровые элементы и способна доставить большое удовольствие.

Работа с разными материалами связана с различными затратами времени, что определяется не только свойствами самих материалов, но и способностями клиента к концентрации, обладанием теми или иными навыками, умением планировать свои действия, физическим и психическим состоянием, наличием физических недостатков. Глубоко погружаясь в творческий процесс, пациенты могут утрачивать привычное ощущение времени. Иногда переход от изобразительной деятельности к обсуждению ее результатов может казаться пациенту слишком резким. Некоторые пациенты испытывают потребность в более продолжительных занятиях и ограничения времени вызывают у них чувства разочарования и даже раздражения. Рассмотрим несколько подробнее особенности работы с наиболее часто используемыми художественными материалами. 

Примеры работы пациентов с разными материалами

Гуашь, темпера, пальчиковые и клейстерные краски хорошо подходят для работы с последствиями жестокого приучения к чистоте в раннем детстве. В некоторых случаях эти материалы позволяют преодолеть свойственный многим больным повышенный контроль над чувствами и страх самораскрытия. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворять свои скрытые фантазии без страха и чувства вины. Во время рисования руками, пальцами происходит прямой контакт с материалом. Это может оказывать выраженное стимулирующее, активизирующее воздействие на пациентов и способствовать развитию сенсомоторных навыков. Работа такого рода также позволяет раскрепостить пациентов и достичь более свободного выражения эмоций.

В качестве примера работы с гуашевыми красками приведем работу молодой женщины, выполненную в рамках темы «Изменения». Женщина работала очень увлеченно, с большим эмоциональным подъемом и назвала свою работу «Изменение сфер». Я обратила внимание на повторяющиеся элементы рисунка и попросила ее сосчитать количество повторений. Их оказалось 29. тогда я спросила, что бы это могла значить для автора. Ответом было: «Через два дня у меня день рождения и мне исполнится 29 лет». При этом важно отметить, что заранее автор не планировала нарисовать это количество элементов, а рисовала спонтанно. Работа явилась для женщины своеобразным подарком самой себе ко дню рождения.

Акварель и пастель подходят для выражения текучести и динамичности внутренних процессов. Разнообразием оттенков, цветовой гаммы и пластичностью данных материалов можно отображать тонкие различия в переживаниях. Эти краски более вариативны: их можно наносить яркими и тусклыми мазками, размытыми и четкими, тяжелыми и грубыми или тонкими и нюансированными. Примером работ, выполненных с использованием акварели и пастели, могут служить работы пациентки с длительным стажем заболевания, характеризующегося выраженными колебаниями настроения с преобладанием депрессивных эпизодов. В ее творчестве преобладают акварельные портреты женщин. Также характерны экспрессивные работы пастелью с выразительной, нюансированной цветовой гаммой.

Масляная пастель зарекомендовала себя в качестве мягкого и доступного материала в работе с физически ослабленными или астенизированными больными, например, депрессивными больными, пациентами пожилого и преклонного возраста. Восковые мелки могут иметь более или менее интенсивный цвет. Своим цветовым богатством и простотой в использовании они позволяют разнообразить процесс самовыражения. Они существенно тверже красок и пастели, и тем самым обеспечивают более высокий контроль над изобразительным процессом, позволяя создавать изображения с четкими контурами. Во многих случаях этот материал помогает больным справиться с тревогой и развить навыки самоконтроля. Цветные карандаши, фломастеры, как и восковые мелки,предполагают повышенныйсамоконтроль. Ими также можно создавать формы с четкими границами, прорисовывать детали и лучше передавать структуру образа. Во многих случаях эти материалы обеспечивают более высокую активность сознания и когнитивной переработки переживаний, нежели мягкие материалы.

Они могут стать поддержкой в процессе развития и обнаружения структуры, порядка, границ.

У простого карандаша отсутствует хроматическая составляющая, существенная для выражения эмоций. Если человек, несмотря на богатый выбор других материалов, часто выбирает простой карандаш, это может означать, что существует внутреннее препятствие для его эмоционального самовыражения, а также желание более сильного контроля над ситуацией. Вместе с тем, простой карандаш оставляет и большие возможности для детализированных изображений с тонкой структурой. При использовании шариковых ручек рисунок чем-то напоминает рисунок простым карандашом, но имеет несколько механический вид. Кроме того, он не допускает исправлений. Шариковые ручки вряд ли подойдут тревожным, сомневающимся, неуверенным в своих силах пациентам.

Мы заметили, что при свободном выборе материалов большинство психиатрических пациентов часто используют простые и цветные карандаши, гелевые или шариковые ручки, реже – мелки, пастель, краски.

Работа с такими материалами часто характеризуется наличием повторяющихся или даже стереотипных изображений. Примером могут служить работы молодого мужчины, сделанные с интервалом в одну неделю. Обращает на себя внимание практически полная идентичность рисунков, как в расположении деталей рисунка, так и в использовании художественных материалов. Возможно, это тоже является подтверждением характерной для многих пациентов потребности в стабильности состояния.

В рисунках больных нередко присутствует слабость нажима как отражение физической слабости, подавленности в связи с медикаментозным лечением. Часто отсутствуют линия горизонта и линия земли; также характерно наличие пустых пространств в рисунке; некоторые пациенты создают рисунки быстро, формально и с большой усталостью; в то же время, некоторые пациенты работать все два часа и продолжают самостоятельную работу в перерывах между сессиями.

Некоторые пациенты проявляют интерес к объемным материалам, таким, как пластилин и глина. Создаваемые ими образы включают изображения человеческих фигур. Очень важно, например, что пластилин допускает возможность исправлений, подчеркивая изменчивость и возможность корректировки или трансформации. Работа с этим материалом позволяет пациентам достичь большей спонтанности, ощутить свое право на ошибку и даже почувствовать контроль над ситуацией. Также важны стимулирующие свойства пластилина, благодаря тактильному характеру этого материала. Примером работы с пластилином может служить следующая фигурка Адама, созданная мужчиной 37 лет.

Работа в техниках коллажа и ассамбляжа весьма популярна среди пациентов, что даже послужило причиной создания нами специальной арт-терапевтической группы «Коллаж». Одним из достоинств коллажа и ассамбляжа по-видимому является то, что они позволяют создавать авторские работы, комбинируя готовые элементы. За счет этого, пациенты могут преодолеть свою неуверенность и страх перед изобразительной деятельностью и при этом создавать весьма интересные, оригинальные работы, которые производят на них самих и окружающих сильное впечатление. Кроме того, готовые элементы, из которых создаются коллажи и ассамбляжи, нередко дают пациентам ощущение безопасности, связи с физической реальностью и известными им объектами. Важны тактильные характеристики материалов, разнообразие и богатство их фактур и физических свойств. Чем-то работа в техниках коллажа и ассамбляжа напоминает занятия рукоделием, а потому, доставляет удовольствие многим женщинам. 

Заключение

Полученный в течение трех последних лет опыт применения арт-терапии на базе реабилитационных отделений психиатрического стационара и диспансера убеждает в эффективности арт-терапии и служит основой для дальнейшего развития ее методов. Студийные арт-терапевтические группы с элементами тематического подхода обладают значительными возможностями: позволяет вовлекать в арт-терапевтический процесс максимально широкий круг пациентов, гибко варьировать материалами, темами и формами художественной практики, в зависимости от состояния потребностей больных. Такие группы могут выступать одной из наиболее оптимальных организационных форм арт-терапевтической работы, ориентированной на решение задач реабилитации. 

Литература:

Ионов О. А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. – Москва: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 2004.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Луззатто П. Краткосрочная арт-терапия в «остром» психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001, с. 231-247

Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 

Сведения об авторе: Назарова Наталья – по первому образованию педагог, в дальнейшем получила психологическое образование, прошла курс базовой подготовки по арт-терапии; с 2004 г. проводит регулярные арт-терапевтические занятия на базе лечебно-реабилитационных учреждений Санкт-Петербурга.  



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.