В конце июня прошлого года Санкт-Петербург и Москву посетила одна из самых известных и знаменитых гейш Японии — Минеко Ивасаки, ставшая прототипом главной героини книги писателя Артура Голдена «Мемуары гейши» и одноименного оскароносного фильма Роба Маршалла. В Санкт-Петербурге главная гейша Японии назначила встречу с русской публикой в книжном магазине, вызвав там буквально столпотворение.
Посетителей, прежде всего, интересовало, насколько же нашумевший голливудский фильм «Мемуары гейши» соответствует действительности, о чём они и расспрашивали гостью. Ведь Голден написал книгу, быстро ставшую бестселлером, якобы, после интервью именно с ней, самой известной гейшей Японии.
Но что до самой героини повествования — то и фильм, и книга отозвались в ней в своё время бурей негодования. Ведь, рассказав писателю Голдену о своей жизни, Минеко-сан надеялась на то, что он напишет красивую и правдивую историю о жизни и высоком предназначении девушек её профессии, не имеющей аналогов нигде в мире.
«Настоящие гейши совершенно не сравнимы с девицами легкого поведения», — утверждает Минеко Ивасаки. Это совершенно разные сферы, не имеющие ничего общего между собой. Её профессия — совсем не то, что везде и повсеместно принято связывать с продажностью и развратом.
Японские гейши — хранительницы высокого искусства и древних традиций Страны восходящего солнца. Чтобы обучиться тонкостям своего искусства, девочки, попадающие в школы гейш, учатся годами. Потому-то так и оскорбилась Минеко Ивасаки, что Артур Голден, заработавший на «Мемуарах гейши» 10 миллионов долларов, «абсолютно исказил», как она выразилась, суть ее ремесла и смешал искусство красоты с развратностью.
Она подала на Голдена в суд за искажение фактов ее личной биографии и даже грозилась сделать себе харакири. Так, госпожа Ивасаки утверждает, что аукциона, с которого продавалась девственность главной героини, в реальной жизни не было, и подчёркивает, что самая главная ошибка писателя в том, что он создал эту выдумку.
Вся жизнь Минеко действительно была очень похожа на роман. В шесть лет она была отдана на воспитание в традиционный дом гейш в Киото, где и познакомилась с древним искусством, по сей день остающимся столь загадочным для представителей западной цивилизации.
Минеко быстро стала популярнейшей майко (начинающей), а затем уже и профессиональной гейшей. На вершине она оставалась 6 лет. Этому способствовало и то, что Минеко была замечательной танцовщицей, самой знаменитой в Японии. Среди её поклонников был даже британский принц Чарльз. Ему она подписывала веер на память.
Её искусством был, в первую очередь, японский народный танец, и Минеко-сан, подыскивая аналог своей профессии в России, сравнивает себя не с женщиной легкого поведения, а с балериной. В японской речи то и дело проскальзывает имя «Майя Плисецкая-сан». Ведь даже эта великая балерина, по словам знаменитой гейши — брала у неё в свое время уроки танца.
Для восстановления справедливости, Минеко решает написать свою книгу — настоящую, правдивую историю жизни гейши. Только её собственная, собственноручно написанная биография, способна пролить свет на эту редкую профессию — решила она. Это работа заняла у Ивасаки всего три месяца, так как писала она, по её словам, «не напрягаясь, а от всего сердца».
В своей автобиографии — книге «Настоящие мемуары гейши» — самая знаменитая гейша Японии расставляет все точки над «i», самолично рассказывая о перипетиях своей судьбы. В Петербурге книга «Настоящие мемуары гейши» разошлась, как горячие пирожки. Ещё бы: писательница сама приехала, чтобы раздать автографы!
Минеко Ивасаки рада была возможности объяснить русской публике, что она продавала не тело, а искусство: искусство женственности, воплощенное и в поэтическом совершенстве танца, и в искусстве беседы, и во многих-многих других тонкостях, которые настоящие — теперь уже единичные — представительницы этой профессии постигают годами. Желание донести это до людей и стало целью её турне по странам.
Сейчас Минеко Ивасаки 61 год. В 29 лет, после того как она «вышла на пенсию» и перестала считаться гейшей, она вышла замуж и завела семью. До сих пор никто в Японии не побил её «рекорд»: она работала 6 лет подряд каждый день, зарабатывая около 500000 долларов в год, будучи одной из лучших танцовщиц за всю историю. Более того, Минеко была необыкновенно красива.
Какое-то время после замужества она владела салонами красоты и парикмахерскими, а сейчас, в основном, занимается реставрацией картин. Её супруг, Джимчиро Ивасаки, является известным японским художником. Несколько своих работ он даже привёз для передачи Пушкинскому музею в Москве. Джимчиро и Минеко состоят в браке уже 26 лет. Их дочери 24 года, она постигает философию и историю в университете Киото.
Отвечая на вопрос, кто же такая гейша, госпожа Ивасаки говорит, что это — человек искусства. Слово «гейша» появилось четыре столетия назад, оно состоит из двух иероглифов: «гей» — искусство и «ша» — человек. То есть это люди, несущие искусство. Раньше в Японии гейшами были и мужчины, и женщины. Сейчас это стало только женской профессией. В Японии гейш можно назвать даже своего рода госслужащими, так как их часто приглашают на высокие официальные мероприятия. «На высокие» — потому что стоит такое удовольствие чрезвычайно дорого, и позволить его себе могут далеко не все.
Продолжая рассказывать о своей работе, госпожа Минеко сравнивала себя не только с балериной, но и с поп-артистом, ведь эта профессия подразумевает также искусство общения с людьми. И, подтверждая это, японская гостья под конец беседы даже с удовольствием станцевала для публики, попросив людей хором спеть «Катюшу».
Кстати, надо сказать, что наша русская «Катюша» — это очень известная песня в Японии. Её там и в народе поют, и известные японские исполнители часто включают её в свой репертуар. И вот под «Расцветали яблони и груши…» госпожа Минеко «пустилась в пляс», хотя с русскими плясками это, конечно, имело мало общего. Скорее, это были неспешные движения, больше напоминающие поклоны, а не танец. Но всё равно, все были довольны и счастливы от общения с этой излучающей доброту и спокойное сияние хрупкой женщиной.
Сейчас профессия гейши даже в Японии — большая редкость. 99% самих японцев никогда в жизни не общались с гейшами в силу и редкости, и дороговизны предоставляемых услуг. Так кто же они такие — эти гейши, и в чём состоит сила и секрет их загадочного, утончённого ремесла?
Об этом читайте в моей следующей статье «Японские гейши. Кто они?»
Тренинговый центр Марины Дудиной-Гришко
«Гималайский Клуб «Око возрождения»
Марина Дудина-Гришко
А у нас гейш нет. Но девочки, почитав книгу или посмотрев фильм, начинают мечтать об этой сказке. Но у нас нет гейш — у нас только проститутки.
Вот это-то и плохо!
Что нет культуры красивого обольщения мужчины, потому и мужчины зачастую чувствуют себя не благородными рыцарями (по-японски — самураями), а самцами и козлами…
Я тоже, пока не начала писать этот свой цикл статей о гейшах, тоже думала, что это типа нашей путаны. Но когда я СТОЛЬКО узнала об этих женщинах, то теперь чувствую к ним только уважение, восхищение и даже немного зависть.
ТАК КРАСИВО И ДОСТОЙНО НЕСТИ НАУКУ ЛЮБВИ И ОБОЛЬЩЕНИЯ — это заслуга не только самих гейш, а всего японского народа, у которого принято поклоняться красоте, и который красоту во всех её проявлениях возвел в ранг божества.
Если я не ошибаюсь, но кажется, что в японском обществе эти вопросы узко специализированы. То есть для дома и детей — жена, а для досуга и отдыха — гейша.
И очень сильно подозреваю, все, что вы читали про гейш — это все-таки сказка. Не все детали описываются — негативные не выносятся на общее обозрение.
Но в целом да, для женщин очень приятная сказка — все красиво и утонченно, море мужского внимания и контроль со стороны женщины степени близости к мужчине (правда ли последнее — не уверен и не знаю).
…Боюсь, что это в нашем обществе все узко специализировано. Для светского общества — девушки эскорт-сопровождения, для досуга — проститутки, танцы — стриптиз-шоу… для беседы на душевные темы — психологи…
А сколько они (гейши) терпят трудностей ради того, чтобы быть красивой сказкой!
Это и тяжёлые, неудобные кимоно, в которых они должны легко двигаться, и причёски по нескольку дней нужно сохранять — спать приходится с предосторожностями…
А весь тот набор наук и искусств, которым они учатся чуть ли не всю жизнь! Непростая и нелёгкая у них работа!