Очень хорошо, что есть такая возможность задать вопрос на волнующую тему и, самое главное, получить на него вразумительный ответ! И вновь у меня вопрос. На днях я раздобыл релаксирующие тексты в стиле Эриксона, где активно включается представление и воображение. Решил попробовать на матери и был сильно удивлен, когда мать сообщила мне, что абсолютно ничего не может представить и вообще не понимает как это людям удается представлять предметы. Она говорит что когда она пытается что-нибудь представить, то видит просто белый или темный фон (в зависимости от освещения). Как такое явление можно объяснить и, быть может, откорректировать? Павел.
Ответ.
Доброе время суток, Павел. Если я правильно вас поняла, ваша матушка не может представить себе объекты по вашей просьбе. Вообще воображение это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.
Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Эта психическая функция формируется в дошкольном детстве, а в возрасте вашей мамы она присуща каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом отрицательный момент для личности (вы с ним столкнулись). Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания и памяти являются игры и задачи открытого типа», т. е. имеющие не одно верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.
К примеру, задайте вашей матери задание придумать несуществующее животное, а потом спросите, каким образом ей удалось это сделать или пусть представит и опишет Кентервильское привидение. Развитие воображения также связано с профессиональной деятельностью: творчество способствует его развитию.
Всего доброго, Павел. Кстати, созданию мысленных образов хорошо способствует соотвествующая музыка.
Любовь Казакова
Здравствуй, Павел!
Очень хорошенькое дельце — экспериментировать на живых людях!
Указанные тобой тесты разработаны для тех, кто желает опробовать их на себе. Чтобы пробовать на других живых людях, надо обладать знаниями хотя бы про эти тесты.
Павел, ответь, пожалуйста, на вопросы. А маме зачем нужен был этот твой эксперимент? Ей была нужна релаксация (восстановление) и одновременно развитие воображение? Она мучается из-за отсутствия воображения и просила тебя помочь ей в этом вопросе? Скорее всего, нет. И можно предположить, что участвовала она в твоем эксперименте из-за ложного материнского стремления удовлетворить прихоть дитяти и неспособности отказать тебе.
Любопытство (любовь к пыткам) отличается от любознательности (любви к знаниям). Первое приводит к наказанию-обучению (любопытной Варваре на базаре нос оторвали), а второе дает доступ к знаниям и укрепляет жизненную сферу человека.
Ты, Павел, провёл эксперимент и не знал, зачем тебе это нужно. Не было цели.
Потому и результат не тот, который ты ожидал. Попробуй сначала на себе, увеличь своё воображение, создай свои новые реальности. В этих реальностях может быть случай, когда твоя мама даст нужный тебе результат. Изучай психологию.
Результат эксперимента зависит от экспериментатора и до начала эксперимента уже существует в его воображении. Это доказано Нобелевскими лауреатами. Твой результат уже был сформирован тобой до начала эксперимента. Успеха тебе, Павел, в получении знаний и правильной постановке эксперимента.
Всего доброго!
Василий Сенченко, психолог