Недавно мы рассказывали вам о таком двигателе прогресса, как лень. Вернее, не столько о самой лени, сколько о мебели, которая к ней располагает. Сегодня мы продолжим тему мебели с предназначением. Мебель для лени, по естественным причинам, тесно соседствует с мебелью для флирта. Согласитесь, один и тот же диван в разных обстоятельствах располагает к абсолютно разным действиям.
Представим себе даму, одиноко валяющуюся на этом удобнейшем предмете. Вот она подтягивает поближе стул с чашкой чаю, укутывается в плед и без зазрения совести окунается в мир выдуманных историй, предоставленных ей книжкой в мягкой обложке.
Возможно, отложив книжку и задумавшись о том, как бы, не напрягаясь и не совершая лишних движений, опять наполнить свою чашку (получить в пользование новую книгу, перенести силой мысли коробку конфет из холодильника прямиком на диван), она и совершит открытие, но выглядит вышеозначенная дама, скорее всего, непрезентабельно: волосы спутались от неконтролируемого трения о диванный валик, лицо опухло от продолжительного лежания. Очень может быть, что эта дама, пользуясь одиночеством, даже ковыряет в носу.
Совсем другой коленкор, ежели эта дама в помещении не одна. Какой-никакой кавалер тут же изменит картинку коренным образом. Отдыхающая не в одиночестве дама уже явно попричесанней, поза поизящней, книжка отложена, о носе не может быть и речи, а глаза… Конечно же, тут не до открытий, но…
Впрочем, наш рассказ не о дамах, и даже не о кавалерах, присутствующих в непосредственной близости от дам на диванах, а о мебели.
И в первой, и во второй картинке на сцене стоит некий безликий диван. И именно он может спровоцировать не только разнообразие личин дамы, но и развитие сюжета, вкратце намеченного на втором полотне. Что он представляет собой?
Сначала диваном называли невысокие, обитые тканью и коврами скамьи с подушками. Первые настоящие мягкие диваны, набитые шерстью, появились к середине пышного XVII века. В России они появились в царствование Екатерины II, большой поклонницы как удобств, так и флирта. Они тут же заняли свое место в гостиных и начали видоизменяться, приобретая все более удобные и изысканные формы.
К проектам новых диванов приложил руку даже великий архитектор Росси, ему принадлежит идея одного из диванов с двумя сиденьями и одной спинкой. Диваны расположились в малых гостиных, салонах, будуарах. Они стали не только прямостоящими, но и угловыми. А главное, приобрели массу заманчивых названий.
Диван с двумя сиденьями, соединенными узким центром, стал называться сиамским, по примеру одноименных близнецов. Кушетка с мягким сиденьем, рассчитанным на двух-трех человек, и низкой спинкой (иногда с чуть приподнятым изголовьем) получила название канапе (от фр. Canape). Классическое французское канапе, правда, больше похоже не на кушетку, а на ряд сросшихся стульев. На изящных ножках лежит деревянная, часто резная, рама. Спинка же расположена по всей ее длине. На подобных кушетках не принято было разлеживаться, да они к тому и не располагали.
Козетка — небольшой диванчик на двоих — тоже стояла в гостиных не для лежания. Она изготавливалась без спинки, но с двумя подлокотниками, чтобы сидящие на ней дамы (или дама с кавалером) могли бы вести изысканную беседу, исподтишка наблюдая за присутствующими.
Так же для сидения был придуман диванчик «тет-а-тет» (он же визави), с S-образной спинкой, но на нем собеседники сидели хоть и расположив ноги по разные стороны от дивана, но лицом к лицу. А вот кушетка меридьен придумывалась уже вполне для дневного полеживания, совмещенного с кокетством.
Софа (широкий диван, в котором спинка и подлокотники имеют одну высоту) и оттоманка (широкий и мягкий диван с подушками, заменяющими спинку) вполне применялись для того, чтобы принимать гостей полулежа, подложив для удобства и красоты подушки под то, что требовало поддержки в трудную минуту.
Самая знаменитая и воспетая мебель для флирта, конечно же, кушетка рекамье. Она была создана в эпоху ампира и представляла собой короткий элегантный диванчик с высоким, плавно изогнутым изголовьем. Именно мадам Рекамье, светская львица времен Наполеона, ввела моду на такой вид кушеток в Париже. Правда, со времен мадам этот вид мебели несколько видоизменился, но имя и удобство сохранил.
Все вышеперечисленные родственники дивана были придуманы как бы для удобства милых дам. Но мы-то с вами понимаем, что придумавшие их мужчины немало позаботились и о себе, сочиняя и налаживая производство столь разнообразных и манящих предметов меблировки.
Татьяна Хейн «Собственник»